Культ огня

Весенний праздник Наурыз повсеместно празднуется в Казахстане, и даже приобрёл статус государственного общенационального праздника, который отмечается по всей стране 22 марта. Это число стало ещё одной красной датой в современном казахстанском календаре. Но, как и прежде, пытливые умы рода человеческого продолжают задавать себе и другим вечный вопрос: «Что символизирует собой этот праздник, с чего всё началось и кто должен его по – настоящему его праздновать?».

В нашем музее создана передвижная выставка, посвящённая происхождению и значению праздника Наурыз. Выставка небольшая, но ёмкая по своему содержанию. Материалы для создания выставки собирались на протяжении многих лет, и являются результатом многочисленных поездок, экспедиций, опросов местного населения, наблюдений и, наконец, анализа научной литературы.

Появление на свет этой выставки не случайно.

Мангистауский край обладает одной уникальной особенностью, связанной с его географическим положением. Дело в том, что на протяжении последних, по крайней мере, 600лет эта территория отрезана от основного культурного мира пустынными труднопроходимыми пространствами плато Устюрт со всеми вытекающими из этого последствиями. То или иной народ, который принимала мангистауская земля, как бы оказывался законсервированным в банке.


Своеобразный «затерянный мир» по – мангистауски. Самое важное в этом было то, что при длительной изоляции от динамичных процессов развития кочевого мира Великой степи и земледельческого Юга духовная культура мангистауских номадов не подвергалась серьёзным изменениям. Поэтому именно здесь до настоящих дней мы можем наблюдать массу реликтовых, давно исчезнувших в «окультуренном» мире, верований и обрядов, уходящих корнями к истокам цивилизации. Именно по этой причине на Мангистау казахи – адаи сохранили традицию начинать встречу кочевнического Нового года с 14 марта.


Само удивительное, что проявления первобытной духовности здесь сохранились и в материальном воплощении. С древнейших времён и по наши дни мангистауское население применяет в строительстве легкодоступный природный камень известняк – ракушечник. Как не удивительно, но этот, казалось бы, легко разрушаемый материал, может длительное время сохранять свою форму и конструкции из него возведённые.


Построенные 2-3 тыс. лет тому назад  сооружения из других материалов давно бесследно исчезли или изменили свой облик до неузнаваемости. Постройки Мангистау даже в разрушенном виде несут массу информации о быте, культуре, верованиях и архитектуре древнего населения.


Наурыз – это календарный праздник, связанный с весенним равноденствием (время, когда продолжительность дня становится равной продолжительности ночи), которое наступает по современному календарю 22 марта. Если быть более точным, то эта астрономическая дата, определяемая наклоном оси вращения Земли к плоскости её орбиты.


Ещё в школе мы изучали, что ось Земли не стабильна, а как бы раскачивается при её вращении, в результате чего наша планета наклоняется к Солнцу то северным, то южным полушарием. Поэтому и существует четыре времени года, имеющие строго астрономическую первооснову. По этой же причине меняется и продолжительность светового дня. В древности люди не имели научной основы понимания причин этих процессов, но в результате многовековых наблюдений могли очень точно производить расчёты времени по Солнцу и Луне и сводить их в цикличный, т.е. повторяющийся, счёт, именуемый сегодня календарём.



Дата публикации: 16 января 2019




16 января 2019

Культ огня

Весенний праздник Наурыз повсеместно празднуется в Казахстане, и даже приобрёл статус государственного общенационального праздника, который отмечается по всей стране 22 марта. Это число стало ещё одной красной датой в современном казахстанском календаре. Но, как и прежде, пытливые умы рода человеческого продолжают задавать себе и другим вечный вопрос: «Что символизирует собой этот праздник, с чего всё началось и кто должен его по – настоящему его праздновать?».

16 января 2019

Выставки

Передвижные тематические выставки историко-культурного заповедника

В Мангистауском государственном историко-культурном заповеднике функционируют множество интересных передвижных и стационарных выставок по природным, историческим, религиозным, этнографическим направлениям. Заповедник активно участвует во всех культурных мероприятиях, проводимых в рамках области и за ее пределами.

Передвижные выставки:

1.

 

 

Ескеркіш

Общие количество памятников находящихся на учете:

590

Республиканская степень:

20

Местная степень:

570

Ескеркіш

Общие количество сакральных мест находящихся на учете:

43

Национальная Степень:

15

Местная степень:

28