Подземная мечеть Кобен

Подземная мечеть Кобен, Памятник расположен в 12 км к юго-востоку от поселка Жарма, южнее песков Сауыскан. Мечеть находится недалеко от некрополя с одноименным названием. Некрополь датируется концом 19 началом 20вв. Мечеть вырублена на плотной известняково-меловой породе. Состоит из двух помещений, почти квадратной форме в плане. Коридор, возможно, имел сводчатый купол, воздвигнутый из обработанных камней. На данный момент купол почти разрушен, сохранился лишь на дневном горизонте. На внутренней части, мы можем, судит о технике воздвижения ложного купола. Камни великолепно отесаны, подгонка идеальная. На стенах очень четко сохранились следы инструментов. Центральное помещение представляет собой квадратное в плане, стены обращены по сторонам света. Внутренняя сторона входного проема декорирована выступающими пилястрами без орнаментов. Около входа сохранилось два светильника изготовленных из песчаника. На потолке этого помещения вырублен световой люк, в плане имеет круглую форму. Световой проем с внешней стороны вымощен кладкой из обработанных камней. На восточной стене, внутри камеры встречается надпись арабской графикой.

К сожалению, на письменным, ни легендарными источниками по этому памятнику, мы пока не располагаем. 

 

 

 

 

Подземная мечеть Караман-ата и одноимённый некрополь находятся в 35 км к юго-западу от пос.Шетпе, в урочище Кандыбас. Подземная мечеть Караман-ата, вырубленная на склоне небольшого холма, состоит из трёх основных помещений. Из-за неглубокого заложения все помещения мечети имеют низкую высоту стен. В северо-восточной части мечети расположено третье круглое помещение, в котором по преданию находится склеп Караман – аты. Длинный коридор связывает его с молитвенным залом. 

 

Являясь весьма крупным некрополем, Караман – ата содержит характерные погребально-культовые сооружения: подземную мечеть, комплекс огузо-туркменских надгробий и казахских (18-19 вв.) памятников. 

 

Среди жителей Мангистау ходит много рассказов и легенд о силе и могуществе Караман-ата. «Там, где Караман-ата впервые встал на ноги , где начал распространять знания, там сейчас расположен одноименный некрополь, на котором именем  Караман-ата дают очистительную клятву. Эта земля разрешала спорные вопросы между народами и родами, когда неразрешимые споры между ними грозили превратиться в кровопролитие. Именно здесь прекращались междоусобные войны, и все получали удовлетворение». По преданиям, на могиле Караман – ата можно было давать очистительную клятву.
В 2002 г. сотрудниками НИПИ «Казпроектреставрация» произведены реставрационные работы.
С 1982 г. памятник находится на гос.учете и охране республиканского значения. 

 

 

Уникальнейшим архитектурным комплексом является подземная мечеть Шакпак-ата. Во всей Средней Азии и Казахстане это единственное культовое сооружение, вырубленное в монолите скалы и полностью сохранившееся до наших дней. Подземная мечеть Шакпак-Ата  расположена в местности Шилы-Кудук, в 6 км  южнее пос. Сарытас. Этот загадочный храм является самым интересным по архитектуре и красивым среди подобных памятников Мангистау. 
Мечеть представляет собой сооружение из четырех помещений, расположенных  крестообразно по осям центрального помещения, имеющего купольный  свод. В концах длинной ветви креста, вытянутой с запада на восток, устроены два входа в мечеть: западный, к которому ведёт высеченная в скале лестница, и восточный, имеющий служебное назначение. Четыре угла центрального квадратного зала украшены полуколоннами, декор каждого из них не повторяется на другой. Время возведения памятника приблизительно датируется ранним средневековьем, возможно в доисламский период. Стены храма, как внутренние, так и внешние, испещрены прорезанными и прочерченными рисунками и надписями. Наиболее частые изображения  - композиционные  рисунки животных, открытой ладони, загадочные сочетания геометрических фигур. 

 

Снаружи над сводом был возведён квадратный павильон с ориентировкой стен строго по сторонам света, служивший защитой от атмосферных осадков и башней-минаретом. Это сооружение имеет с четырёх сторон четыре оконных проёма со стрельчатым арочным завершением, выполнявших функцию светового фонаря. 

 

В 500 м от скалы расположен одноименный некрополь позднего средневековья. 
По предположению многих ученых настоящее имя Шакпак-ата было Шахмардан. Шакпак-ата – это вовсе не имя основателя мечети, а прозвище, данное в битвах с врагами, от его оружия, как от кремня, в боях отлетали искры. По легендарным сведениям, Шакпак-ата был внуком Шопан-ата и прославился тем, что мог высекать огонь (шакпак – кремень, огниво) посредством прикосновения одного ногтя к другому.
В 2006 и в 2008 гг. были произведены археологические исследования памятника под руководством А.Астафьева и М.Калменова.
Памятник взят под государственную охрану республиканской категории в 1982 г. 

 

 

 

 

Некрополь и подземная мечеть Султан епе находится в 57 км  северо-восточнее г. Форт-Шевченко. Некрополь расположен на склоне каменистого плато, обрывающегося к северу широким и глубоким каньоном. Святой, согласно преданиям мангышлакских казахов, сын среднеазиатского поэта – мистика Хаким – ата (Сулеймана Бакыргани) – ученика Ахмеда Яссауи и Амбар – она. 

 

Наиболее интересный памятник здесь – подземная мечеть, вырубленная в скале. Мечеть многокамерная, со стороны террасы каньона к ней устроены многочисленные ступенчатые подходы. Для укрепления перекрытия установлены каменные колонны. Мечеть состоит из 9 помещений. Одноименный некрополь находится северо-восточнее от мечети и представлен различными типами надмогильных сооружений: саганатамами, ящиками-саркофагами, кулпытасами с койтасами, оградами. Здесь же находится более поздняя наземная мечеть и легендарная могила Султан – епе. 
У казахов считается: если тонущие на воде обратятся с молитвой к Султан-епе, то будут непременно спасены. По одному из вариантов легенды он является покровителем молодёжи.
Формирование культового комплекса на Султан-епе, по всей видимости, следует отнести к концу 12-13 вв., некрополь же складывается значительно позднее – в18-19 вв.
Памятник в 1982 г. решением Совета Министров КазССР был принят на гос.учет и охрану республиканского значения. 

 

Все подземные мечети на Мангистау уникальны. Но чаще всего стремятся посетить мечеть Бекет-ата, занимающую особое место в мусульманском мире. По мнению историков духовной культуры, подземная мечеть Бекет-Ата стоит в одном ряду с такими памятниками цивилизации, как мавзолей Ходжи Ахмеда Ясави и мечеть Омара в Иерусалиме
Считается, что побывавшие здесь верующие получили свыше благословение на паломничество в Мекку. 

 

Круглый год в местность Огланды, где расположена знаменитая мечеть Бекет-ата, стекаются паломники. 
Бекет Мурзагул-улы родился в 1750 г. на территории современной Атырауской области в посёлке Аккиезтогай в семье из племени адай рода мунал. В молодости он прославился как искусный военачальник и храбрый воин. Желая установить мир и согласие на родине, Бекет становится на путь религии. Пройдя обучение в Хиве у знаменитого суфия Бакыржан – кажы, Бекет возвращается на родину и начинает обустраивать подземные мечети, организует обучение детей, проповедуя личным примером служения Богу. За необыкновенные способности этого удивительного человека исцелять душу и тело, оберегать в беде и направлять в сомнении ещё при жизни считали святым. За свою жизнь он обустроил несколько мечетей в местах сезонных кочёвок своего племени. Это Ак-мечеть в Атырауской области, Тобыкты-мечеть в пос. Тиген, подземная мечеть в Старом Бейнеу, в Огланды и в Байшагыре. 

 

Акмечеть Бекет-ата построил после окончания Хивинского медресе приблизительно в 1771-1775 году в Атырауской области, где похоронены его отец Мырзагул Жаналыулы и мать Жания, младший сын Тогай и прадед Жаналы Коскулакулы.

Мечеть в Старом Бейнеу, находится в 17 км к юго-западу от станции Бейнеу. Подземная мечеть вырублена в массиве скального мыса.  Входной проём находится с юго – восточной стороны. У входа в мечеть находится колодец, который возможно был построен в 60гг. 20 в., потомком Бекет-ата – Мынжасаром Бектилеуовым. Мечеть состоит из трёх помещений. Главное помещение мечети круглое в плане. Потолок имеет форму плоского купола. В целом интерьер имитирует казахскую юрту. Входной проём ведёт в центральное помещение, молитвенный зал круглой формы. Внутри на южной стене молитвенного зала устроена михрабная ниша. 

 

Мечеть в местности Огланды стала последним пристанищем суфия. Этот памятник расположен в Каракиянском районе в 85 км к СВ от пос.Сенек. Огланды в переводе с туркменского означает ребёнок. По легенде, у кочевавших здесь племён туркмен в один год из-за эпидемии одной из инфекционных заболеваний умерло большое количество детей. Все они были захоронены на одном кладбище, которое впоследствии и назвали Огланды, т.е. Детское. Ещё при жизни Бекет – ата завещал, чтобы паломники, прежде чем поклониться ему, посетили это место, которое местные жители тоже считают святым. 
Мечеть вырублена в среднем ярусе высокой скалы, уступами спускающейся в глубокую лощину, густо заросшую кустарником. Мечеть состоит из 6 камер. Узкие и крутые ступеньки ведут на небольшую площадку, устроенную перед входом в мечеть.
Первое помещение – вестибюль, который освещается глубоким световым люком, пробитым в центре куполообразного потолка. Здесь установлен деревянный шест. С западной стороны вестибюля находится молитвенный зал с михрабом в южной стене, а с юго-восточной – 2 помещения, в одном из них похоронен сам Бекет-ата. Все они в плане форму неправильного круга. 

 

Тобыкты-мечеть находится в 24 км  от пос. Тиген. Мечеть расположена на широком плато и вырублена в известняковой скале на высоте 10 м. Мечеть представляет собой 2-х камерное сооружение. Мечеть взята на государственный учёт в 2004 году и находится под охраной государства, а в 2005 году мечеть была полностью отреставрирована. 

Пятая мечеть была построена в Каракалпакстане на территории плато Устюрт в местечке Байшагар. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Древнейшим на полуострове является подземная мечеть и некрополь Шопан-ата, расположенный на трассе старой караванной дороги с Мангышлака в Хорезм, в Каракиянском районе, в 12 км от пос. Сенек. Некрополь один из крупных в нашем регионе, насчитывает до 3000 захоронений, древнейшие из которых возможно являются огузо-кипчакскими, периодически обитавшими здесь на протяжении 10-13 вв. Эпоним некрополя – легендарный патрон пастухов Шопан-ата, который был учеником Ходжи Ахмеда Яссауи. Согласно одному из преданий, Шопан – ата, единственный из послушников (мюридов) Ахмеда Ясави, находит на Мангышлаке выброшенный учителем в окно (или же через верхнее отверстие юрты) посох (аса). Из посоха выросло высокое тутовое дерево. Здесь же Шопан – ата встретил почтенного старика, на дочери которого впоследствии женился. На месте находки он выстроил мечеть, вокруг которой впоследствии разрослось огромное кладбище. 
Мечеть вырублена в массиве скалы. Памятник состоит из 12 помещений. Центральное положение в мечети занимает прямоугольный зал - гостиная. В юго-западном углу зала имеется лестница, ведущая к группе помещений, состоящей из молельни и двух камер захоронения. Погребальная камера, в которой похоронен сам Шопан-ата – это небольшое сводчатое помещение, значительно углублённое в нише скалы.
Во второй камере захоронения находится могила его дочери. Днём помещение освещается через круглый световой люк. 2 длинных деревянных шеста, увешанные полосками ткани и рогами архаров, прислонены к стволу люка и выходят на высоту более одного метра. Место, где стоит шест, считается священным. Скальные стены всего комплекса мечети грубо отёсаны и не имеют элементов декора. Мечеть состоит под охраной государства и является памятником республиканского значения. 

 

 

 

 

 

 Подземная мечеть Жаман Сауран, памятник расположен в 12 км к юго-востоку от поселка Жармыш. Памятник находится недалеко от источника с одноименным названием, в предгорьях восточного хребта Каратау. Памятник вырублен на известняково-песчаной породе, и состоит из двух помещений которые имеют форму неправильного круга. В центре первого помещение оставлен целик, возможно для обеспечение прочности потолка. На нем вырублена ниша, возможно, предназначенная для светильника. Вход во второе помещение производится через прямоугольный проем, возможно, оно было закрыто каменными кладками, на сегодняшний день сохранились лишь нижние кладки. Внутри этого помещения находится захоронения, которое обтянуто белой материей. На момент определения памятника, то есть в октябре 2007 года материя была свежая, она говорит о том, что место посещаема паломниками. Письменных источников по этому памятнику мы пока не имеем. 

 

 

 

 

Подземная мечеть Темир Абдал, памятник расположен западнее от легендарной горы Шеркала, в 18 км к севере-западу от города Шетпе. Памятник находится недалеко от некрополя под названием Шеркала. Памятники некрополя представлены каменными набросками с парными и единичными стелами из необработанных камней, восточный сектор представлен композиционными кулпытас с койтасами и саганатамами. Датировка некрополя вторая половина ХVIII - начало ХХ вв. Мечеть вырублена на песчано-мергелистом толще. Первоначально, но возможно, оно состояла из двух помещений. На данный момент входное или первое помещение разрушено. Сохранившее второе помещение представляет собой вырубленное полу квадратное сооружение в плане. Световой проем отсутствует. По названию можно судить, что памятник сооружен личностью под именем Темир из туркменского рода Абдал. 

 

 

 

 

Дата публикации: 13 марта 2019

 

 

Ескеркіш

Общие количество памятников находящихся на учете:

590

Республиканская степень:

20

Местная степень:

570

Ескеркіш

Общие количество сакральных мест находящихся на учете:

43

Национальная Степень:

15

Местная степень:

28