Подземная мечеть и некрополь Шопан ата

Некрополь Шопан ата, находящийся в 25 км от пос. Сенек является одним из самых древних культовых комплексов Западного Казахстана. Некрополь расположен на пологом склоне  плато, изрезанном оврагами. Находясь на древнем караванном пути  из Мангышлака в Хорезм, памятник является объектом глубокого почитания казахского, туркменского, каракалпакского населения Устюрта, Манкыстау и

 прилегающих территорий. Эпоним некрополя – легендарный патрон пастухов Шопан  ата, являвшийся якобы учеником самого туркестанского шейха Ходжи Ахмеда Яссави.

Существует несколько преданий о нём. Согласно одному из них, Шопан – ата, единственный из послушников (мюридов) Ахмеда Ясави, находит на Мангышлаке выброшенный учителем в окно (или же через верхнее отверстие юрты) посох (аса). Из посоха выросло высокое тутовое дерево. Здесь же  Шопан – ата встретил почтенного старика, на дочери которого впоследствии женился. На месте находки он выстроил мечеть, вокруг которой впоследствии разрослось огромное кладбище.

По другой легенде мангышлакских казахов – джигит по имени Муса помогает двум девушкам напоить овец, подняв тяжёлую каменную крышку колодца (айкел), за что девушки приглашают его в дом  слепого отца. Муса остаётся у него пастухом овец. Через 9 лет в стаде все ягнята родились белыми, а на следующий год – пегими. Старик женит Мусу на младшей дочери и нарекает его патроном овец – Шопан – ата. Следует отметить, что образ Мусы  в данной легенде не случаен: это «легализованный» в исламе библейский пророк Моисей, который до сошествия ему откровения также был пастухом.

Также зафиксированы отголоски старинных преданий о Шопан – ата на Мангышлаке. Так, по одному из них Шопан – ата учился не в Туркестане, а в «Бескала» (т.е. в Хорезме) и пришёл в поисках посоха на Мангышлак. Здесь он нашёл посох учителя, воткнутым в камень, из которого никто не мог его вытащить. Шопан – ата выдернул аса, а затем новь воткнул в камень. И в этом месте пробился источник. Здесь же Шопан – ата построил мечеть.

Заслуживает внимания ещё один вариант легенды о Шопан – ата, связывающий его с туркменским святым Темир – баба. Последний приходит в гости к Шопан – ата, который режет на угощение овцу. Они съедают мясо, но кости не трогают. Шопан – ата, желая показать свою сверхъестественную силу, заворачивает кости в шкуру и оживляет овечку. Темир – баба, также обладающий волшебными качествами, в ответ разворачивает свою чалму на водной глади Каспия, в результате чего образуется дорога – перешеек. На это Шопан – ата говорит: «Не делай дороги неверным!».

Комплекс Шопан – ата чётко разграничен на две части: казахскую (адаевскую) и туркменскую, по площади и количеству видимых памятников (более 2 тыс.) является одним из самых крупных на Мангышлаке. Культовым центром его является мечеть, состоящая из нескольких служебных помещений, вырубленных в известняковой породе по кругу таким образом, что проёмы помещений обращены во двор, где находится священное тутовое дерево и каменный водоём для омовений. Основной является группа северо-восточных помещений, где расположены михраб, камеры для молений, отдыха, худжры.

Вся территория к западу и северо-западу от мечети занята, в основном, средневековыми туркменскими памятниками. Среди них огромное количество стилизованных надгробий типа «койтас», а также архаичные оградки, ящики – саркофаги, стелы – ферты, необработанные стелы, стилизованные надгробия. «Койтасы» этой части, изготовленные из недолговечного известняка, отличаются разнообразием: от небольших ступенчатых до гигантских высотой 1,5 – 1,8 м .  Поверхности их нередко покрыты рельефным и контурным декором простого мотива (треугольники, розетки), рисунками предметов вооружения, быта, контурными изображениями лошадей и др. животных. Характерны элементы вооружённого всадника на надгробиях – дорожные сумки (коржын), сабли, колчаны со стрелами, боевые топоры. На плоскостях памятников часто встречаются простые арабографичные эпитафии и тамги. Местами «койтасы» установлены настолько скученно, что это предполагает их поминальный характер.

 Среди других памятников выразительностью архаичного образа выделяются составленные из плит песчаника ограды и саркофаги. Последние зачастую отмечены грубыми стелами с западной стороны с тамгами, среди которых встречаются знаки казахского рода табын (но, возможно, и туркменов племени ходжа). Ограды изредка отмечены по краям антропоморфными стелами. Оригинальной особенностью западной части некрополя являются несколько стилизованных надгробий, напоминающих по форме тюленя, а также с контуром рыбы наподобие осетровой.

В восточной части некрополя, где сконцентрированы только казахские памятники, расположено большое количество саганатамов, купольных мавзолеев, кулпытасов, кулпытасов с койтасами, надгробий типа уштасов. Надгробные сооружения здесь значительно разнообразнее по архитектурно – объёмному решению, отличаются тонкостью декоративного  оформления (объёмная, плоскорельефная, контурная резьба, покраска). Материалом служат опиленные блоки известняка, песчаника. Среди крупных объектов превалируют саганатамы, ориентированные, как и мавзолеи,  небольшими проёмами на юг. Композиционно они нередко сочетаются со стелами – кулпытасами, установленными снаружи западной стенки, и надгробиями в интерьере. Ближе к центру некрополя увеличивается число отдельно стоящих кулпытасов с койтасами, вытянутых по оси ВЗ, среди которых визуально прослеживаются переходные типы от  ранних (туркменских) памятников к более поздним (адаевским). Надгробия и стелы здесь очень разнотипны как стилистически, так и композиционно, что свидетельствует об участии в их создании камнерезов различных школ.

В целом некрополь Шопан– ата даёт достаточно богатый материал о разнообразных формах мемориально – культовой архитектуры кочевников меж аралокаспийского региона. Очевидно, формирование комплекса связано с деятельностью средневекового суфийствующего отшельника, легендарная связь которого с Ясави намечает ориентировочную нижнюю датировку – 12 -  13вв.Впоследствии возле могилы «святого» разрастается туркменское, а затем казахское кладбище.

С деятельностью учеников Ахмеда Ясави и потомков Шопан – ата связана группа других некрополей Мангышлака. 

 

Дата публикации: 1 октября 2020: 16:34  Просмотры: 907




21 января 2021 Время публикаций: 15:47  

Атагозы Айткулулы


Место захоронения Атагозы Айткулулы находится в 18 км на юго-западе от села Бейнеу. Каменная ограда в плане построена в виде невысокого прямоугольника из грубообработанных камней, а надгробие-кулпытас выполнено из цельного камня, закругленного сверху в виде четырехгранника. Здесь из черного гранитного камня установлен мемориальный памятник и на нем написано: «Выдающийся руководитель Сырьдарьин­ского восстания крестьян


Подробнее

19 января 2021 Время публикаций: 15:15  

Подземная мечеть и некрополь Сисем ата


Некрополь Сисема ата является одним из крупнейших и старейших захоронений на полуострове. В нем представлены все существующие

архитектурные разновидности могильных памятников казахского народа. Расположен вдоль древних караванных путей на западном плато Устюрт. Это пантеон героев. Казахский народ чтил духов покойных. Здесь


Подробнее

10 ноября 2020 Время публикаций: 16:10  

Подземная мечеть Толеген аулие.

Памятник расположен в 20 км к северо-западу от пос. Шайыр. Мечеть распологается на западных отрогах Каратау в местности Тасжол.

В письменных источниках, впервые мечеть упоминается в топографическом исследовании местности, под руководством Гаспара Насибьянца в 1900 г.

Насибьянц пишет: «У самой подошвы Таш-юлы находится пещера в три квадрата


Подробнее

29 октября 2020 Время публикаций: 15:57  

Мечеть Махтум баба

Мечеть Махтум баба Мангистауская область, Тупкараганский район, расположена в 25 км на восток от г. Форт-Шевченко. Урочище Канга, или Канга-баба, в прошлом являлось важным пунктом на магистральном караванном пути от пристаней Мангышлака в Хорезм и Хиву. Она привлекала внимание многих путешественников и исследователей.  Комплекс памятников находится в


Подробнее

15 октября 2020 Время публикаций: 15:54  

Подземная мечеть Кобен

 Памятник расположен в 12 км к юго-востоку от поселка Жарма, южнее песков Сауыскан. Мечеть находится недалеко от некрополя с одноименным названием. Некрополь датируется концом 19 началом 20вв. Мечеть вырублена на плотной известняково-меловой породе. Состоит из двух помещений, почти квадратной форме в плане. Коридор, возможно, имел сводчатый купол, воздвигнутый из обработанных камней. На данный момент купол почти разрушен, сохранился лишь на дневном горизонте. На


Подробнее

1 октября 2020 Время публикаций: 16:34  

Подземная мечеть и некрополь Шопан ата

Некрополь Шопан ата, находящийся в 25 км от пос. Сенек является одним из самых древних культовых комплексов Западного Казахстана. Некрополь расположен на пологом склоне  плато, изрезанном оврагами. Находясь на древнем караванном пути  из Мангышлака в Хорезм, памятник является объектом глубокого почитания казахского, туркменского, каракалпакского населения Устюрта, Манкыстау и

 прилегающих территорий. Эпоним некрополя –


Подробнее

23 сентября 2020 Время публикаций: 15:41  

Подземная мечеть и некрополь Караман ата

   Подземная мечеть Караман – ата и одноимённый некрополь находятся в центральной части п. – ва Мангышлак, 40 км севернее пос. Шетпе Мангистауского района, в 5 км. Западнее урочища Кандыбас и занимает пологие склоны невысокой возвышенности. ПО преданиям, на могиле Караман – ата можно было давать очистительную клятву. Подземная мечеть Караман  ата, вырубленная на склоне небольшого холма, состоит из трёх основных помещений. Это входная комната, одна стена которой обрушилась и


Подробнее

17 сентября 2020 Время публикаций: 17:09  

Некрополь и подземная мечеть Султан епе

      Некрополь и подземная мечеть Султан-епе находится в 57 км  северо-восточнее г. Форт-Шевченко, в 30 км к СЗ от пос. Таушик у каньона, выходящего в Мангышлакский залив. Некрополь расположен на склоне каменистого плато, обрывающегося к северу широким и глубоким каньоном. Композиционным центром является могила самого святого, представляющая


Подробнее

14 сентября 2020 Время публикаций: 16:51  

Подземная мечеть Масат ата

Подземная мечеть Масат-ата находится в Мангистауском районе в 35 км к С-Вот аула Уштаган. Мечеть вырублена в скале, высота потолка достигает двух метров, в потолке  вырублено световое отверстие. Вход в мечеть находится с южной стороны. Само помещение мечети небольшое, состоит из небольшого коридора, направленного в сторону Мекки, и небольшой залы округлой формы. Масат-ата пришел из Мешхеда, пользовался непререкаемым авторитетом, как среди казахов,


Подробнее

8 сентября 2020 Время публикаций: 16:43  

Некрополь и подземная мечеть Шакпак ата

Наиболее сохранившееся во времени культовое сооружение – скальная мечеть Шакпак-ата. Она расположена близ залива Сарытас в 109 км от г.Актау. Вырубленная в толще скальных пород горы Унгазы, этот загадочный храм является самым интересным по архитектуре и красивым среди подобных памятников Мангистау. Внутренняя планировка помещений храма крестовидная, с центральным залом с куполообразным сводом, посреди которого круглое отверстие, выходящее на поверхность


Подробнее

 

 

Ескеркіш

Общие количество памятников находящихся на учете:

590

Республиканская степень:

20

Местная степень:

570

Ескеркіш

Общие количество сакральных мест находящихся на учете:

43

Национальная Степень:

15

Местная степень:

28