Подземная мечеть и некрополь Шопан ата

Некрополь Шопан ата, находящийся в 25 км от пос. Сенек является одним из самых древних культовых комплексов Западного Казахстана. Некрополь расположен на пологом склоне  плато, изрезанном оврагами. Находясь на древнем караванном пути  из Мангышлака в Хорезм, памятник является объектом глубокого почитания казахского, туркменского, каракалпакского населения Устюрта, Манкыстау и

 прилегающих территорий. Эпоним некрополя – легендарный патрон пастухов Шопан  ата, являвшийся якобы учеником самого туркестанского шейха Ходжи Ахмеда Яссави.

Существует несколько преданий о нём. Согласно одному из них, Шопан – ата, единственный из послушников (мюридов) Ахмеда Ясави, находит на Мангышлаке выброшенный учителем в окно (или же через верхнее отверстие юрты) посох (аса). Из посоха выросло высокое тутовое дерево. Здесь же  Шопан – ата встретил почтенного старика, на дочери которого впоследствии женился. На месте находки он выстроил мечеть, вокруг которой впоследствии разрослось огромное кладбище.

По другой легенде мангышлакских казахов – джигит по имени Муса помогает двум девушкам напоить овец, подняв тяжёлую каменную крышку колодца (айкел), за что девушки приглашают его в дом  слепого отца. Муса остаётся у него пастухом овец. Через 9 лет в стаде все ягнята родились белыми, а на следующий год – пегими. Старик женит Мусу на младшей дочери и нарекает его патроном овец – Шопан – ата. Следует отметить, что образ Мусы  в данной легенде не случаен: это «легализованный» в исламе библейский пророк Моисей, который до сошествия ему откровения также был пастухом.

Также зафиксированы отголоски старинных преданий о Шопан – ата на Мангышлаке. Так, по одному из них Шопан – ата учился не в Туркестане, а в «Бескала» (т.е. в Хорезме) и пришёл в поисках посоха на Мангышлак. Здесь он нашёл посох учителя, воткнутым в камень, из которого никто не мог его вытащить. Шопан – ата выдернул аса, а затем новь воткнул в камень. И в этом месте пробился источник. Здесь же Шопан – ата построил мечеть.

Заслуживает внимания ещё один вариант легенды о Шопан – ата, связывающий его с туркменским святым Темир – баба. Последний приходит в гости к Шопан – ата, который режет на угощение овцу. Они съедают мясо, но кости не трогают. Шопан – ата, желая показать свою сверхъестественную силу, заворачивает кости в шкуру и оживляет овечку. Темир – баба, также обладающий волшебными качествами, в ответ разворачивает свою чалму на водной глади Каспия, в результате чего образуется дорога – перешеек. На это Шопан – ата говорит: «Не делай дороги неверным!».

Комплекс Шопан – ата чётко разграничен на две части: казахскую (адаевскую) и туркменскую, по площади и количеству видимых памятников (более 2 тыс.) является одним из самых крупных на Мангышлаке. Культовым центром его является мечеть, состоящая из нескольких служебных помещений, вырубленных в известняковой породе по кругу таким образом, что проёмы помещений обращены во двор, где находится священное тутовое дерево и каменный водоём для омовений. Основной является группа северо-восточных помещений, где расположены михраб, камеры для молений, отдыха, худжры.

Вся территория к западу и северо-западу от мечети занята, в основном, средневековыми туркменскими памятниками. Среди них огромное количество стилизованных надгробий типа «койтас», а также архаичные оградки, ящики – саркофаги, стелы – ферты, необработанные стелы, стилизованные надгробия. «Койтасы» этой части, изготовленные из недолговечного известняка, отличаются разнообразием: от небольших ступенчатых до гигантских высотой 1,5 – 1,8 м .  Поверхности их нередко покрыты рельефным и контурным декором простого мотива (треугольники, розетки), рисунками предметов вооружения, быта, контурными изображениями лошадей и др. животных. Характерны элементы вооружённого всадника на надгробиях – дорожные сумки (коржын), сабли, колчаны со стрелами, боевые топоры. На плоскостях памятников часто встречаются простые арабографичные эпитафии и тамги. Местами «койтасы» установлены настолько скученно, что это предполагает их поминальный характер.

 Среди других памятников выразительностью архаичного образа выделяются составленные из плит песчаника ограды и саркофаги. Последние зачастую отмечены грубыми стелами с западной стороны с тамгами, среди которых встречаются знаки казахского рода табын (но, возможно, и туркменов племени ходжа). Ограды изредка отмечены по краям антропоморфными стелами. Оригинальной особенностью западной части некрополя являются несколько стилизованных надгробий, напоминающих по форме тюленя, а также с контуром рыбы наподобие осетровой.

В восточной части некрополя, где сконцентрированы только казахские памятники, расположено большое количество саганатамов, купольных мавзолеев, кулпытасов, кулпытасов с койтасами, надгробий типа уштасов. Надгробные сооружения здесь значительно разнообразнее по архитектурно – объёмному решению, отличаются тонкостью декоративного  оформления (объёмная, плоскорельефная, контурная резьба, покраска). Материалом служат опиленные блоки известняка, песчаника. Среди крупных объектов превалируют саганатамы, ориентированные, как и мавзолеи,  небольшими проёмами на юг. Композиционно они нередко сочетаются со стелами – кулпытасами, установленными снаружи западной стенки, и надгробиями в интерьере. Ближе к центру некрополя увеличивается число отдельно стоящих кулпытасов с койтасами, вытянутых по оси ВЗ, среди которых визуально прослеживаются переходные типы от  ранних (туркменских) памятников к более поздним (адаевским). Надгробия и стелы здесь очень разнотипны как стилистически, так и композиционно, что свидетельствует об участии в их создании камнерезов различных школ.

В целом некрополь Шопан– ата даёт достаточно богатый материал о разнообразных формах мемориально – культовой архитектуры кочевников меж аралокаспийского региона. Очевидно, формирование комплекса связано с деятельностью средневекового суфийствующего отшельника, легендарная связь которого с Ясави намечает ориентировочную нижнюю датировку – 12 -  13вв.Впоследствии возле могилы «святого» разрастается туркменское, а затем казахское кладбище.

С деятельностью учеников Ахмеда Ясави и потомков Шопан – ата связана группа других некрополей Мангышлака. 

 

Дата публикации: 1 октября 2020: 16:34  Просмотры: 946




21 января 2021 Время публикаций: 15:47  

Атагозы Айткулулы


Место захоронения Атагозы Айткулулы находится в 18 км на юго-западе от села Бейнеу. Каменная ограда в плане построена в виде невысокого прямоугольника из грубообработанных камней, а надгробие-кулпытас выполнено из цельного камня,


Подробнее

19 января 2021 Время публикаций: 15:15  

Подземная мечеть и некрополь Сисем ата


Некрополь Сисема ата является одним из крупнейших и старейших захоронений на полуострове. В нем представлены все существующие

архитектурные разновидности могильных


Подробнее

10 ноября 2020 Время публикаций: 16:10  

Подземная мечеть Толеген аулие.

Памятник расположен в 20 км к северо-западу от пос. Шайыр. Мечеть распологается на западных отрогах Каратау в местности Тасжол.

В письменных источниках, впервые мечеть упоминается в топографическом исследовании местности, под


Подробнее

29 октября 2020 Время публикаций: 15:57  

Мечеть Махтум баба

Мечеть Махтум баба Мангистауская область, Тупкараганский район, расположена в 25 км на восток от г. Форт-Шевченко. Урочище Канга, или Канга-баба, в прошлом являлось важным пунктом на


Подробнее

15 октября 2020 Время публикаций: 15:54  

Подземная мечеть Кобен

 Памятник расположен в 12 км к юго-востоку от поселка Жарма, южнее песков Сауыскан. Мечеть находится недалеко от некрополя с одноименным названием. Некрополь датируется концом 19 началом 20вв. Мечеть вырублена на плотной известняково-меловой породе. Состоит


Подробнее

1 октября 2020 Время публикаций: 16:34  

Подземная мечеть и некрополь Шопан ата

Некрополь Шопан ата, находящийся в 25 км от пос. Сенек является одним из самых древних культовых комплексов Западного Казахстана. Некрополь расположен на пологом склоне  плато, изрезанном оврагами. Находясь на древнем караванном пути  из Мангышлака в


Подробнее

23 сентября 2020 Время публикаций: 15:41  

Подземная мечеть и некрополь Караман ата

   Подземная мечеть Караман – ата и одноимённый некрополь находятся в центральной части п. – ва Мангышлак, 40 км севернее пос. Шетпе Мангистауского района, в 5 км. Западнее урочища Кандыбас и занимает пологие склоны невысокой возвышенности. ПО преданиям, на


Подробнее

17 сентября 2020 Время публикаций: 17:09  

Некрополь и подземная мечеть Султан епе

      Некрополь и подземная мечеть Султан-епе находится в 57 км  северо-восточнее г. Форт-Шевченко, в 30 км к СЗ от пос. Таушик у каньона, выходящего в Мангышлакский залив. Некрополь расположен


Подробнее

14 сентября 2020 Время публикаций: 16:51  

Подземная мечеть Масат ата

Подземная мечеть Масат-ата находится в Мангистауском районе в 35 км к С-Вот аула Уштаган. Мечеть вырублена в скале, высота потолка достигает двух метров, в потолке  вырублено световое отверстие. Вход в мечеть находится с южной стороны. Само


Подробнее

8 сентября 2020 Время публикаций: 16:43  

Некрополь и подземная мечеть Шакпак ата

Наиболее сохранившееся во времени культовое сооружение – скальная мечеть Шакпак-ата. Она расположена близ залива Сарытас в 109 км от г.Актау. Вырубленная в толще скальных пород горы Унгазы, этот загадочный храм является самым интересным по архитектуре


Подробнее

 

 

Ескеркіш

Общие количество памятников находящихся на учете:

590

Республиканская степень:

20

Местная степень:

570

Ескеркіш

Общие количество сакральных мест находящихся на учете:

43

Национальная Степень:

15

Местная степень:

28