Подземная мечеть и некрополь Шопан ата
Некрополь Шопан ата, находящийся в 25 км от пос. Сенек является одним из самых древних культовых комплексов Западного Казахстана. Некрополь расположен на пологом склоне плато, изрезанном оврагами. Находясь на древнем караванном пути из Мангышлака в Хорезм, памятник является объектом глубокого почитания казахского, туркменского, каракалпакского населения Устюрта, Манкыстау и
прилегающих территорий. Эпоним некрополя – легендарный патрон пастухов Шопан ата, являвшийся якобы учеником самого туркестанского шейха Ходжи Ахмеда Яссави.
Существует несколько преданий о нём. Согласно одному из них, Шопан – ата, единственный из послушников (мюридов) Ахмеда Ясави, находит на Мангышлаке выброшенный учителем в окно (или же через верхнее отверстие юрты) посох (аса). Из посоха выросло высокое тутовое дерево. Здесь же Шопан – ата встретил почтенного старика, на дочери которого впоследствии женился. На месте находки он выстроил мечеть, вокруг которой впоследствии разрослось огромное кладбище.
По другой легенде мангышлакских казахов – джигит по имени Муса помогает двум девушкам напоить овец, подняв тяжёлую каменную крышку колодца (айкел), за что девушки приглашают его в дом слепого отца. Муса остаётся у него пастухом овец. Через 9 лет в стаде все ягнята родились белыми, а на следующий год – пегими. Старик женит Мусу на младшей дочери и нарекает его патроном овец – Шопан – ата. Следует отметить, что образ Мусы в данной легенде не случаен: это «легализованный» в исламе библейский пророк Моисей, который до сошествия ему откровения также был пастухом.
Также зафиксированы отголоски старинных преданий о Шопан – ата на Мангышлаке. Так, по одному из них Шопан – ата учился не в Туркестане, а в «Бескала» (т.е. в Хорезме) и пришёл в поисках посоха на Мангышлак. Здесь он нашёл посох учителя, воткнутым в камень, из которого никто не мог его вытащить. Шопан – ата выдернул аса, а затем новь воткнул в камень. И в этом месте пробился источник. Здесь же Шопан – ата построил мечеть.
Заслуживает внимания ещё один вариант легенды о Шопан – ата, связывающий его с туркменским святым Темир – баба. Последний приходит в гости к Шопан – ата, который режет на угощение овцу. Они съедают мясо, но кости не трогают. Шопан – ата, желая показать свою сверхъестественную силу, заворачивает кости в шкуру и оживляет овечку. Темир – баба, также обладающий волшебными качествами, в ответ разворачивает свою чалму на водной глади Каспия, в результате чего образуется дорога – перешеек. На это Шопан – ата говорит: «Не делай дороги неверным!».
Комплекс Шопан – ата чётко разграничен на две части: казахскую (адаевскую) и туркменскую, по площади и количеству видимых памятников (более 2 тыс.) является одним из самых крупных на Мангышлаке. Культовым центром его является мечеть, состоящая из нескольких служебных помещений, вырубленных в известняковой породе по кругу таким образом, что проёмы помещений обращены во двор, где находится священное тутовое дерево и каменный водоём для омовений. Основной является группа северо-восточных помещений, где расположены михраб, камеры для молений, отдыха, худжры.
Вся территория к западу и северо-западу от мечети занята, в основном, средневековыми туркменскими памятниками. Среди них огромное количество стилизованных надгробий типа «койтас», а также архаичные оградки, ящики – саркофаги, стелы – ферты, необработанные стелы, стилизованные надгробия. «Койтасы» этой части, изготовленные из недолговечного известняка, отличаются разнообразием: от небольших ступенчатых до гигантских высотой 1,5 – 1,8 м . Поверхности их нередко покрыты рельефным и контурным декором простого мотива (треугольники, розетки), рисунками предметов вооружения, быта, контурными изображениями лошадей и др. животных. Характерны элементы вооружённого всадника на надгробиях – дорожные сумки (коржын), сабли, колчаны со стрелами, боевые топоры. На плоскостях памятников часто встречаются простые арабографичные эпитафии и тамги. Местами «койтасы» установлены настолько скученно, что это предполагает их поминальный характер.
Среди других памятников выразительностью архаичного образа выделяются составленные из плит песчаника ограды и саркофаги. Последние зачастую отмечены грубыми стелами с западной стороны с тамгами, среди которых встречаются знаки казахского рода табын (но, возможно, и туркменов племени ходжа). Ограды изредка отмечены по краям антропоморфными стелами. Оригинальной особенностью западной части некрополя являются несколько стилизованных надгробий, напоминающих по форме тюленя, а также с контуром рыбы наподобие осетровой.
В восточной части некрополя, где сконцентрированы только казахские памятники, расположено большое количество саганатамов, купольных мавзолеев, кулпытасов, кулпытасов с койтасами, надгробий типа уштасов. Надгробные сооружения здесь значительно разнообразнее по архитектурно – объёмному решению, отличаются тонкостью декоративного оформления (объёмная, плоскорельефная, контурная резьба, покраска). Материалом служат опиленные блоки известняка, песчаника. Среди крупных объектов превалируют саганатамы, ориентированные, как и мавзолеи, небольшими проёмами на юг. Композиционно они нередко сочетаются со стелами – кулпытасами, установленными снаружи западной стенки, и надгробиями в интерьере. Ближе к центру некрополя увеличивается число отдельно стоящих кулпытасов с койтасами, вытянутых по оси ВЗ, среди которых визуально прослеживаются переходные типы от ранних (туркменских) памятников к более поздним (адаевским). Надгробия и стелы здесь очень разнотипны как стилистически, так и композиционно, что свидетельствует об участии в их создании камнерезов различных школ.
В целом некрополь Шопан– ата даёт достаточно богатый материал о разнообразных формах мемориально – культовой архитектуры кочевников меж аралокаспийского региона. Очевидно, формирование комплекса связано с деятельностью средневекового суфийствующего отшельника, легендарная связь которого с Ясави намечает ориентировочную нижнюю датировку – 12 - 13вв.Впоследствии возле могилы «святого» разрастается туркменское, а затем казахское кладбище.
С деятельностью учеников Ахмеда Ясави и потомков Шопан – ата связана группа других некрополей Мангышлака.
21 января 2021 Время публикаций: 15:47
Атагозы Айткулулы
Место захоронения Атагозы Айткулулы находится в 18 км на юго-западе от села Бейнеу. Каменная ограда в плане построена в виде невысокого прямоугольника из грубообработанных камней, а надгробие-кулпытас выполнено из цельного камня,
Подробнее
19 января 2021 Время публикаций: 15:15
Подземная мечеть и некрополь Сисем ата
Некрополь Сисема ата является одним из крупнейших и старейших захоронений на полуострове. В нем представлены все существующие
архитектурные разновидности могильных
Подробнее
10 ноября 2020 Время публикаций: 16:10
Подземная мечеть Толеген аулие.
Памятник
расположен в 20 км к северо-западу от пос. Шайыр. Мечеть распологается на
западных отрогах Каратау в местности Тасжол.
В письменных источниках, впервые мечеть упоминается в топографическом исследовании местности, под
Подробнее
29 октября 2020 Время публикаций: 15:57
Мечеть Махтум баба
Мечеть Махтум баба Мангистауская область, Тупкараганский район, расположена в 25 км на восток от г. Форт-Шевченко. Урочище Канга, или Канга-баба, в прошлом являлось важным пунктом на
Подробнее
15 октября 2020 Время публикаций: 15:54
Подземная мечеть Кобен
Памятник расположен в 12 км к юго-востоку от поселка Жарма, южнее песков Сауыскан. Мечеть находится недалеко от некрополя с одноименным названием. Некрополь датируется концом 19 началом 20вв. Мечеть вырублена на плотной известняково-меловой породе. Состоит
Подробнее
1 октября 2020 Время публикаций: 16:34
Подземная мечеть и некрополь Шопан ата
Некрополь Шопан ата, находящийся в 25 км от пос. Сенек является одним из самых древних культовых комплексов Западного Казахстана. Некрополь расположен на пологом склоне плато, изрезанном оврагами. Находясь на древнем караванном пути из Мангышлака в
Подробнее
23 сентября 2020 Время публикаций: 15:41
Подземная мечеть и некрополь Караман ата
Подземная мечеть Караман – ата и одноимённый некрополь находятся в центральной части п. – ва Мангышлак, 40 км севернее пос. Шетпе Мангистауского района, в 5 км. Западнее урочища Кандыбас и занимает пологие склоны невысокой возвышенности. ПО преданиям, на
Подробнее
17 сентября 2020 Время публикаций: 17:09
Некрополь и подземная мечеть Султан епе
Некрополь и подземная мечеть Султан-епе находится в 57 км северо-восточнее г. Форт-Шевченко, в 30 км к СЗ от пос. Таушик у каньона, выходящего в Мангышлакский залив. Некрополь расположен
Подробнее
14 сентября 2020 Время публикаций: 16:51
Подземная мечеть Масат ата
Подземная мечеть Масат-ата находится в Мангистауском районе в 35 км к С-Вот аула Уштаган. Мечеть вырублена в скале, высота потолка достигает двух метров, в потолке вырублено световое отверстие. Вход в мечеть находится с южной стороны. Само
Подробнее
8 сентября 2020 Время публикаций: 16:43
Некрополь и подземная мечеть Шакпак ата
Наиболее сохранившееся во времени культовое сооружение – скальная мечеть Шакпак-ата. Она расположена близ залива Сарытас в 109 км от г.Актау. Вырубленная в толще скальных пород горы Унгазы, этот загадочный храм является самым интересным по архитектуре
Подробнее
- Памятники археологии
- Памятники архитектуры и градостроительство
- Сакральные объекты
- Ансамбли
- Список памятников
- Новые сооружения монументального искусства
- Подземные мечети
- Памятники природы
В этом же разделе:
События
22 февраля 2021
Средняя школа №14
17 февраля 2021
Мангистауский колледж туризма
11 марта 2020
Передвижная выставка Мангистау в Туркестане.
23 мая 2019
Семинар по обеспечению соблюдения законодательства о памятниках историко-культурного наследия в Каракиянском районе
12 марта 2019
История заповедника
12 марта 2019