18 апреля - МЕЖДУНАРОДНЫЙ ДЕНЬ ЗАЩИТЫ ПАМЯТНИКОВ И ОХРАНЫ ИСТОРИЧЕСКИХ МЕСТ


Тема: Основы научно-исследовательской реставрации.

Пустынные пейзажи и Каспийское море были первыми идейными вдохновителями древних зодчих Мангистау. С древннйших времён на полуострове при строительстве сооружений широко применялся легко добываемый и дрступный в обработке дикий камень - известняк-ракушечник. Этот, казалось бы легко разрушаемый материал, может длительное время сохранять форму и конструкции, из него возведённые. Построенные 2-3 тысячи лет тому назад сооружения из прочих материалов давно бесследно исчезли или изменили свой облик до неузнаваемости. Постройки же Мангистау даже в разрушенном виде несут массу информации о быте, культуре, верованиях и архитектуре древнего населения. Ещё впереди то время, когда по настоящему, полно и всеобъемлюще, будет оценено искусство мангистауских мастеров обработки камня. Сейчас мы стоим только на пороге познания каменного зодчества этого необычного края.

Две трети всего архитектурно-культурного наследия Казахстана находятся на территории Мангистауской области. Это - жемчужная кладезь, рассыпанная по полуострову Мангышлак, плато Устюрт и полуострову Бузачи на площади 16 миллионов гектаров. Все эти памятники истории и культуры подвержены нещадной работе солнца, ветра и воды, вследствии чего они выветриваются, истончаются, разрушаются, расходятся в местах стыков и оседают. Каждый год в нашей области проводится Научно-методический Совет с участием учёных, археологов, историков и этнографов республики, для дальнейшего изучения и исследования историко-культурного наследия региона, разрабатывается план работ на каждый новый год. Одним из научных направлений Учёного совета является научная реставрация и восстановление памятников историко-культурного наследия нашей области.

В сфере охраны культурного наследия существуют сложно решаемые проблемы. Среди них - продолжающее разрушение памятников истории и культуры, принявшее катастрофический характер, нарушение природных систем и усиление хозяйственной эксплуатации многих историко-культурных территорий, недостаток финансирования. Реставрация и реновация архитектурных и ландшафтных объектов - это наиболее сложный и затратный вид работ. Реставрация проводится как засчёт государственных средств, так и меценатов. Обычно различают 3 вида работ, которые должны производиться по памятникам: реставрация, консервация и ремонт. Для всех видов работ закон устанавливает некоторые общие требования. Они могут выполняться только с ведома государственных органов охраны памятников и под их контролем. Контроль не ограничивается согласованием необходимой проектной документации, но осуществляется на всём протяжении работ. Реставрация, консервация и ремонт должны производиться также под наблюдением специалистов-реставраторов. Решение вопроса о проведении тех или иных работ на памятнике невозможно без предварительного его изучения. Глубина и объём исследования могут быть при этом различны и зависят от цели и характера предполагаемых работ, от того, насколько при их проведении может оказаться затронута основная структура памятника. Исследование, как правило не завершается предварительной фазой, но продолжается на всей стадии ведения работ, поскольку только по ходу их осуществления происходит наиболее полное раскрытие памятника.

Консервация и ремонт имеют между собой много общего, поскольку в обоих случаях основной целью становится сохранение памятника архитектуры в дошедшем до нашего времени с утратой некоторых первоначальных частей.

Ремонт памятника - это периодически проводимые работы по поддержанию, осуществляемые обычными строительными методами. При этом, как, правило основная структура памятника затрагивается в минимальной степени. Главные виды ремонтных работ - это смена и окраска кровель, восполнение утрат штукатурки, возобновление покраски стен и т.п. В ходе ремонта при смене кровли, удалении отстающей штукатурки и т.п. возможны неожиданные находки, дающие новую важную информацию о памятнике. Оценить значение найденного, зафиксировать его, вовремя принять меры по сохранению может лишь квалифицированный специалист, поэтому без его надзора ремонт производиться не должен.

Под консервацией понимают работы по сохранению памятника, требующие принятия специальных мер, не входящих в ремонтную практику. Необходимось в её проведении возникает тогда, когда памятник по каким-либо причинам оказывается в неудовлетворительном состоянии. Различают 2 вида консервации. Один из них - мероприятия по временной защите сооружений, которым угрожает быстрое разрушение: установка подпорок, устройство навесов, отмосток и т.п. Другой тип консервации включает сложные работы по укреплению и защите памятников, разрушаемых под влиянием длительно действующих факторов, среди них укрепление оснований и фундаментов, усиление основных несущих конструкций, установка связей, воспринимающих усилия распора, устранение деформаций, структурное укрепление старых материалов памятника, обессоливание кладки, биологическая защита и т.п. Все эти укрепления и сохранения памятника могут быть также охарактеризованы как инженерная реставрация. Их осуществление требует проведения порой очень сложных специализированных исследований, и выполняться они должны под соответствующим инженерным и технологическим надзором.

Укрепление памятника, обеспечение его долговечности с максимально возможным сохранением подлинности является основной задачей реставрации - реставрации подлежит то, что доказано с предельной точностью, - реставрация должна осуществлять на научной основе, опираясь на всестороннее исследование объекта архитектуры, результаты его фиксации в различные хронологические периоды, архивные и археологические данные, изучении истории сооружения наряду с аналогичными строениями того периода. Консервация часто включает в себя отдельные элементы реставрации, хотя бы потому что, восстановление старых конструкций, включение их в работу остаётся одним из наиболее действенных методов укрепления памятника. Консервация должна предусматривать возможность последующего раскрытия памятника, выявления ценных элементов зодчества. Поэтому консервации должны предшествовать не только инженерно-технические, но и очень серьёзные архитектурные исследования. Архитектору-реставратору принадлежит основная координирующая роль как при выработке программы консервации, так и при её практическом проведении. Введение новых конструкций, ча сто необходимое при консервации, не должно искажать облик памятника, если только речь не идёт о временных мерах. Бережному сохранению подлежат родные конструкции сооружения, представляющие интерес благодаря своему совершенству и изяществу. Поэтому с точки зрения соблюдения выработанных теорией принципов проведения работ на памятниках культура консервации отличается наибольшей строгостью.

Реставрация - наиболее сложный, комплексный вид проводящихся на памятниках работ. Её основная цель - продление жизни памятника. Она обычно включает в себя элементы и ремонта, и консервации. Реставрация состоит из двух операций: раскрытия памятника путём удаления поздних искажающих его элементов и восстановления утраченных элементов. Поэтому объектом реставрационного исследования всегда должен быть весь памятник, а не только его части, признаваемые заведомо ценными. Обращение к традиционным материалам и строительной технике обеспечивает гармоничное сочетание старых и новых частей, что часто оказывается совершенно необходимым. А знание строительной технологии прошлого и умение воспроизвести её в новых частях, связано с соблюдением специфических требований для осуществления реставрационных дополнений. Осознание реставраторами и архитекторами того, что ценность архитектурных памятников не ограничиваются мемориальной ценностью, а зависит от их научной значимости, привело к тому, что предшествовать собственно реставрации должна методика исследования его как исторического и культурного объекта.

На территории нашей области реставрацию многих памятников осуществляет ТОО "Мангистауреставрация" под руководством директора Куралбая Озгамбаева. За прошедший период времени была проведена реставрация на таких объектах, как некрополи Алтынали, Айымбет, Борилген, Бердибек, Жолжан. Совместно с заказчиками - ГУ Мангистауский государственный историко-культурный заповедник в лице управления культуры, развития языков и архивного дела Мангистауской области. В этой связи особо хочется отметить, что пора выходить на новые ступени искусства реставрирования, создавать собственные научные и независимые экспертизные лаборатории. Сколько лет восстанавливаем памятники, а до сих пор не можем точно разобраться в составе связующего раствора, при этом используем цементный состав, который категорически недопустим. Необходимо специально обучать искусству реставрации, используя опыт передовых стран, достигших высоких показателей на этом поприще, в противном случае нашему историко-культурному наследию грозит участь "субъектов памяти", которые после проведённых "реставраций" будут выглядеть как "новенькие", словно матрёшки в сувенирных ларьках, попросту говоря матрёшкина реставрация. Ещё их называют "новоделами", а по "научному" - "репликами".

Специалист отдела "Археология и архитектура" МГИКЗ Жадыра Ақсенбай 

Дата публикации: 18 апреля 2020




5 марта 2021

Международная научно-практическая конференция, приуроченная к 270-летию Бекет ата, признанного всем туркоязычным народом.

22 февраля 2021

Суфийский путь просветителя-Устаза и дипломата Пира Бекет ата

30 ноября 2020

Бекет ата и эзотерическое познание.

18 апреля 2020

18 апреля - МЕЖДУНАРОДНЫЙ ДЕНЬ ЗАЩИТЫ ПАМЯТНИКОВ И ОХРАНЫ ИСТОРИЧЕСКИХ МЕСТ

16 января 2019

Природные памятники Мангистау.

16 января 2019

Сохраним историко-культурное наследие нашего края!

16 января 2019

Средневековые мавзолеи Мангистау

 

 

Ескеркіш

Общие количество памятников находящихся на учете:

590

Республиканская степень:

20

Местная степень:

570

Ескеркіш

Общие количество сакральных мест находящихся на учете:

43

Национальная Степень:

15

Местная степень:

28