EOF HTTP/1.1 200 OK Date: Wed, 17 Jan 2024 11:29:34 GMT Server: Apache Expires: Thu, 19 Nov 1981 08:52:00 GMT Cache-Control: no-store, no-cache, must-revalidate, post-check=0, pre-check=0 Pragma: no-cache Keep-Alive: timeout=5, max=98 Connection: Keep-Alive Transfer-Encoding: chunked Content-Type: text/html; charset=UTF-8 3dcd Мангистауский государственный историко-культурный заповедник : Публикации сотрудников

Международная научно-практическая конференция, приуроченная к 270-летию Бекет ата, признанного всем туркоязычным народом.


28 октября 2020 года в Каспийском государственном университете технологии и инжиниринга имени Ш.Есенова была проведена международная научная конференция, посвященная 270-летию со дня рождения Бекета Мырзагул-улы, имя которого с трепетом произносят уста всего туркоязычного мира. На онлайн-конференции приняли участие Камилжан Худайберген ученый секретарь Хивинского музея-заповедника «Ичан-Кала», профессор Айдар Абуов из г.Нурсултан, профессор-теолог Досай Кенжетай из г.Туркестана, доктор исторических наук Аширбек Муминов из Турции, ученый Саят Ыбырай из г. Алматы, известный краевед полуострова Едилхан Алкажан, поэтесса Онайгуль Туржан, профессор филологии Бибайша Нурдаулетова. Госсекретарь РК Кырымбек Кушербаев и аким Мангистауской области Серикбай Трумов, поздравили участников с открытием конференции, здесь же был показан специально подготовленный видеоролик о Бекет Ата. В свою очередь, муфтий-найб Ершат Агыбаулы пожелал успехов конференции и выступил с поздравительной речью председателя ДУМК, Верховного муфтия Наурызбая кажы Таганулы.

Научную конференцию начали с доклада ученого из духовной столицы г.Туркестана Досая Кенжетая. Он начал с нижеследующего: «Есть такие понятия как религиозный разум, религиозная практика, религиозное познание и религиозная вера. Из них всех данных про практику и познание почти нету. Исламские ученые относят 7-8 век ко времени формирования учения Фикх – дисциплина исламского права, 9-12 века отмечены созданием школы теологии Калям – защита канонов религии, а в 12-19 веках – заложены основы суфийско-философского пласта. Очень мало фактов и сведений о Бекет ата, вся информация о суфие покрыта легендами и сказаниями. Он родился в 1750 г. в окресности Саурана-Атырау, а умер в 1813 г. в возрасте 63 года. В религиозной феноменологии цифра 63 – это пьедестал совершенства, которого достигли пророк Мухаммад (с.у.а), средневековый мистик-философ Ходжа Ахмет Ясави, Мансур Халлаж, Хаким-ата Сулейман Бакыргани и Бекет Мырзагул-улы. Думаю, что в областном центре Мангистау г. Актау должен быть создан государственный или общественный культурно-духовный центр «Бекеттану» к которому должны приложить усилия все ученые и краеведы для исследования феномена Бекет ата, потому как сам он по себе является культурным Достоянием, а представители внешних и внутренних политических групп всегда стараются использовать и воздействовать при помощи культуры. Что само по себе может привести к раздроблению и разрозненности общества. Мы до сих пор не смогли 1f40 полностью избавиться от большевисткой материо-атеистской идеологии, которая с недоверием относится ко всякого рода былинам и легендам. Религиозное познание – великая вещь! Казахи очень мудрый народ, они считают, что в основе любой легенды лежит Истина! Если взять к примеру историю, то там говорится о какой-нибудь эпохе, о времени и человеке, но в религиозной истории основоположником служит сюжет, мотив или духовный феномен. И именно сегодня мы с Вами повествуем о духовном феномене в истории религии. Мы беседуем о 4-х основах тариката, сюжетах, мотивах, духовном феномене, а также о способностях Бекет ата к телепортации. Способности к полетам или телепортация – главная особенность, явление в туркоязычном суфизме. Караматы Бекет ата тесно связаны с его поклонениями-намазами. В одной легенде он взлетает во время намаза белокрылым лебедем, а Лебедь в религиозной мифологии – это признак духовного совершенства. Легенды гласят, что суфий 3 раза летал, это показывает его познания на ступенях Шариата (воспитание тела), Тариката (воспитание Сердца и Духа) и Акиката (Истина). Поэтому к любому явлению или способности Бекет ата надо подходить разумно и осознанно, полагаясь на идеи и принципы тасавуфа для сравнительной ассоциации. У Пира Бекет ата был свой язык и специальная психотехника. Источники говорят, что Бекет Мырзагул-улы – Святой Покровитель, обладатель Силы и Таинства знаний Корана, секретов 18 тысяч галлактик и миров, к которому шла информация от самого Создателя, это из области мистики и сокровенности святого Духа, т.е. он выходил с ним на прямую связь. Придерживался 5-кратной молитвы, постулатов суфизма, 10 основных заповедей и верил в одного Аллаха, что само по себе является основой философии суфизма в туркоязычном исламе. Это основные особенности наблюдаемы у Бекет ата. Принципы, которых придерживался суфий: это священность дозволенной пищи, честный и праведный труд, неприсвоение чужого труда и капитала, отказ от материального мира, оберегание Сердца от всего недозволенного и сомнительного. Все эти позиции неотъемлемы от туркоязычной суфийской философии, которую поддерживал Бекет ата.

Связь Бекет ата с Ясави прослеживается в легендах через Бакыргани, Накышбанди, Кубби. В Хорезме вместе с Бекетом Мырзагул-улы, в одно время также получал образование и обучался грамоте и туркменский поэт-шайыр – Мактымкул-улы Пырагы, и именно в его поэзии мы встречаем Оду, посвященную Ясави, его обращение к философу со словами:

«О раб Всевышнего, о мой Ходжа Ахмет Ясави..

Видишь ли ты мой влюбленный взор?

А далее по порядку о его безграничной любви к Аллаху, думах и скорби, внутренних переживаниях и ощущениях. Имеют место хикметы и ода. У Бекет ата нами не обнаружены какие-либо письменные сведения, как например у Мыктымкул-улы Пырагы. Почему? Потому как это еще надобно исследовать, с одной стороны. А с другой стороны, думаю из-за атеистической идеологии, когда казахов пытались разобщить на южных и северных, восточных и западных, на жузы и рода, на русскоязычных и говорящих на казахском языке..

А еще здесь, на конференции хочу разобраться в самом термине – подземные мечети. Необходимо должным образом определиться с религиозной терминологией. Я не согласен с тем, что подземные кельи – кылуеты Ходжа Ахмета Ясави называют в Туркестане подземной мечетью, это не так. Есть такие понятия как трансцендентность и имманентность. Если в православии храм вырублен в скале – то это имманентность его разума. А примером трансцендентности служит мечеть, построенная на земле. Разрешите предложить Вам называть их: текке или завия Бекет ата. Ханака, текке, завия – суфийская обитель, келья – скромный приют дервишей, уединенное место, в котором суфийские затворники проводят свои дни в молитвах, посте и духовных практиках. Хочется завершить свое выступление тем, что феномен и наследие Бекет ата требует широких комплексных, познавательных, научных и исследовательских изысканий, для изучения которого нужно создавать научно-исследовательский и культурный институт в областном центре Мангистауской области. Потому как суфизм заставляет думать и смотреть во Вселенную и ее творения глазами сердца, а это требует особой подготовленности разума».

Далее слово предоставили доктору философских наук, профессору Айдар Абуову: «Сегодняшний доклад посвящается духовной связи между учениями Ходжа Ахмета Ясави и Бекет ата. В ту 1f40 ркоязычном мире, на всей территории Дешты-Кыпшака религия Ислама и его ценности распространялись при помощи суфиев и дервишей, аскетов и мюридов. Есть такой аспект, что его проповедовали ученики средневекового философа Ходжа Ахмета Ясави. 11-12 века – это был Золотой век процветания и расцвета ислама», - пишет академик-востоковед Василий Бартольд. Ученые считают, что этот век ознаменовался расцветом науки, поэзии, религии и философии, а сама творческая и духовная атмосфера того времени способствовали свободе разума и независимости мыслей. Ислам пустил свои корни там, где была свобода слова и возможность думать независимо, то есть само процветанние – есть независимость. Истина Ясави распространилась по всему Турану, она становится общественно-этической, религиозно-философской нормой, которая привнесла огромный вклад в развитие туранской культуры. Ученики Ясави распространили его учение от Анатолии до Турции, его проповедовали в Иране и Индии. Ясевистские исламские понятия приняли турки, татары, башкиры, узбеки, туркмены и казахи. Особенно нужно связать между собой воедино хикметы и суфийские понятия с учением по исследованию «Бекеттану». Многие суфийские термины, такие как: шейх, суфий, кылует уже в средние века использовались в обиходе. И все медресе-мечети достигли своего развития подчиняясь шейхам, совершенствуясь под их влиянием. Выходцы из Средней Азии, именитые Бируни, Абу-Али, Ибн-Сина, Алишер Навои проповедуют в своих научных трудах и творческих произведениях суфийские понятия и философию. Следует особо отметить, что быть Суфием – это многолетний нравственный труд и путь, требующий высочайшую ответственность и несгибаемую волю, по которому не каждому суждено идти. Один из тысячи вставал на этот духовный путь, дабы достигнуть идеального совершенства на пути ступеней Тариката и далее достигал Истины, т.е. Акиката после долгих, многолетних практик становился Шейхом. В Средние века Шейх, говоря по-нашему – это эрудит, научный профессор-академик, не только тот, кто владел знаниями наук в религии, но помимо этого был обучен 70-и предметам по светскому естествознанию. Великий Бекет ата также достигает почетного религиозного звания шейха – Машайык – угодник Аллаха, всестороннний знаток различных учений и наук. Если у персидского и арабского мира мы чаще встречаемся со словами Шейх и Пир, то у туркоязычного народа мы видим Ата, Баба, что также соответствует вышеназванным понятиям. Только что передо мной выступал Досай Кенжетай и с его подачи мы должны правильно истолковывать понятие Кылуета – неотъемлемого атрибута Шейха исламского мира, говоря научным языком – это научная Лаборатория, куда шейх спускался для духовных практик, продолжая исследования в области Акиката-Истины, осуществляя божественную связь с Создателем, погружаясь в портал миров и эпицентр галлактик, достигая звания Исполина и Аристократа человеческого Духа, приближаясь к самому Создателю, становясь его Другом-авлием. Много трудов и книг написано про Бекет ата, но то единственное, чего нам не хватает это «Бекеттану» - познание его учения. Мы не постигли его дальше эпитетов Ата, Бекет баба, Просветитель, Устаз, Гений и Мудрец, не сумели раскрыть его сущность, не разобрались еще подробно и полностью с его формой и чертами. Какая духовная атмосфера была в его время? Привычному взгляду обывателя кажется, что на Мангистау в те времена царила воинственность, войны с набегами внешних врагов то с севера, то с юга. Нельзя отрицать, что были и захват, и набеги, и борьба с захватчиками, где участвовал сам Бекет Мырзагул-улы. Но были периоды мира и благоденствия, которые дали толчок науке, культуре, знаниям и архитектуре, расцвету хозяйства и ремесел. Этому не надо много доказательств, достаточно посмотреть на письмена мазаратов того периода в регионе, на которых имеются высокохудожественные каллиграфические надписи на арабском и фарси, красочные афоризмы и цитаты религиозной тематики Бухары и Самарканда, то есть материальный тому пример. А само сакральное, редкое явление и понятие о 360 святых земли Мангистау должны разуметь и принимать не только Казахстан, но и весь туркоязычный мусульманский мир. Говорят даже, что у каждого из 360 образованных авлиев была своя духовная школа, свои кылуеты, мюриды и последователи. И на самой вершине духовного развития которой находится Бекет ата. Необходимо продолжать дальнейшие исследования на уровн 1f40 науки, провести реконструкцию учения и мировоззрения суфия, кропотливо, по ниточке собрать легенды и сказания в устном народном творчестве, литературных источниках акынов и поэтов, используя сравнительную аналогию. Например, в школе Жусип Талыпа Хамада, мюрида Ходжи Ахмета Ясави имеются записи, о том каким должен быть Пир: «Там ученики пишут, что Устаз Ходжи Ахмета сам готовил себе еду, стирает свою одежду и штопает в порванном месте, не смеется громко, не пользуется даже мизерным кусочком неположенной Аллахом долей, мягко говорит и спокойно ведет себя в дороге. Много читал салаватов (восхваление пророку с.у.а.) и истигфар (молитва покаяния), намазы утир, таспих и тахажжуд (ночное поклонение) максимально приближал к друг другу, делал много дуга (просьба к Всевышнему) и советовал ученикам поступать также. Не показывал своих караматов и святости». Это и есть истинный облик настоящего Пира Золотой эпохи. Образ Пира, который воспитывал шейхов. И разве Бекет ата не обладал такими качествами, не был таков? Наряду с его воинственными качествами разве не обладал он и просветительскими способностями наставника-шейха?? В 11 веке жил влиятельный Правитель Сары Салтук-патша, который однажды отправил к именитому ученому и мудрецу того времени шейху Жусип Талып Хамада посланника, со следующим письмом-обращением: «Пусть великий ученый-Устаз обучит нас и напишет книгу для Правителя про свое дивное учение. Услышав сие послание шейх Жусип Хамада лишь вопрошает: «Разве такой грешный раб, как я может ли что-либо знать? Лучше бы Вам самим записать на бумаге, что-либо увиденное или услышанное здесь у нас, для назидания, если обнаружите это и передать сие Падишаху». Вот такой достаточно простой и неприхотливый в обращении характер был у Пира в ту эпоху. Как говорится: чем необыкновенней вещь, тем она проще снаружи. И почти все шейхи придерживались этого принципа на протяжении всей своей жизни. Шейх мало говорил, мало разговаривал, воспитывал учеников в школе, чтобы они продолжили его учение и никогда не принимал похвалу и восхваление в свой адрес. Думаю их святой Дух не воспринял бы это. Я тоже согласен, чтобы на базе университета имени Ш.Есенова был основан центр «Бекеттану» и лаборатория, именно в г.Актау имеет место быть музею Бекета Мырзагул-улы. А мы все приложим усилия и поможем этому» (перевод материалов выступления на конференции).

Основная цель религии – воспитание глубоко и тонко чувствующей личности, признающей всей душой и разумом свою покорность Истинному Создателю. Достижение этой цели осуществляется только благодаря достойному и осознанному поклонению. Совершенствование человека и его возвышение на более высокие духовные уровни происходит в процессе тонких душевных переживаний и ощущений. Сердце – это центр физического и духовного мира, который играет главную роль в жизнедеятельности организма. Действительно, если к одной из миллиарда клеток только на четыре секунды прекратится приток крови, то эта клетка погибнет. Сердце, которое имеет такое огромное значение в жизни человека, одновременно является центром духовных переживаний и ощущений. Поэтому сердце, как с физической, так и с духовной стороны, занимает положение султана в жизни человека. Духовное и физическое воздействие сердца настолько велико, что даже мозг, являющийся центром мышления, производит мысли, исходящие от чувств и переживаний сердца. Это означает, что сердце, благодаря своим особенностям, воздействует на весь организм. У человека, который волнуется, начинают трястись руки, учащается биение сердца. Различные чувства: сострадание, гнев, любовь, воздействуют на мысль, волю, а в итоге – и на действия. И это прослеживается во всех действиях, совершаемых человеком. Сердце, с духовной точки зрения, служит компасом истины. Эта обязанность возложена на него Самим Аллахом, но стоит только дать ему прямо противоположную установку, как сердце изменяет своей природе и устремляется к негативным поступкам. В таком случае, вместо того чтобы послужить причиной счастья в обоих мирах, оно разрушает будущую жизнь. Поэтому удержание сердца в рамках, свойственных его природе, является делом важным, и для этого необходимо направлять его на божественный путь и развивать в этом направлении. Сердце, являющееся центральным органом организма, имеет огромное значение как для тела, так и для души. Но, поскольку человека делает человеком в больш 1f40 ей степени его духовная сторона, нежели физическая форма, то духовная роль сердца является более важной, чем физическая. Только сердце с его чуткостью, духовными тайнами и мудростью делает человека достойным этого звания. По этой причине, перед словестным произнесением формулы единобожия необходимо подтверждение его сердцем. Нужно обратить внимание на то, что подтверждение сердцем считается более предпочтительным, чем понимание разумом. Как для человека в этой Вселенной существуют добро и зло, возвышенное и низкое, так и возникающие в сердце чувства существуют в единстве противоположностей. Сердце человека открыто для внушений и сатаны, и ангелов. Сердце является полем битвы добра и зла, местом сражения ангельских и дьявольских сил. Души всю жизнь колеблются и сотрясаются от борьбы этих сил.

Специалист отдела «Археология и архитектура»

МГИКЗ Аксенбай Ж.А. 

Дата публикации: 5 марта 2021




5 марта 2021

Международная научно-практическая конференция, приуроченная к 270-летию Бекет ата, признанного всем туркоязычным народом.

22 февраля 2021

Суфийский путь просветителя-Устаза и дипломата Пира Бекет ата

30 ноября 2020

Бекет ата и эзотерическое познание.

18 апреля 2020

18 апреля - МЕЖДУНАРОДНЫЙ ДЕНЬ ЗАЩИТЫ ПАМЯТНИКОВ И ОХРАНЫ ИСТОРИЧЕСКИХ МЕСТ

16 января 2019

Природные памятники Мангистау.

16 января 2019

Сохраним историко-культурное наследие нашего края!

16 января 2019

Средневековые мавзолеи Мангистау

 

 

Ескеркіш

Общие количество памятников находящихся на учете:

590

Республиканская степень:

20

Местная степень:

570

Ескеркіш

Общие количество сакральных мест находящихся на учете:

43

Национальная Степень:

15

Местная степень:

28

 

 

0