Средневековые мавзолеи Мангистау
В научной литературе термином «мавзолей» нередко принято обозначать все монументальные типы мемориальных сооружений. «Мавзолей» фактически равнозначен понятиям «усыпальница», «гробница», в некотором смысле «мемориал». Термином для обозначения «мавзолея» у казахов Арало-Каспия является «там» - слово древнетюркского происхождения, первоначально означавшее «стену», «постройку» со стеновыми конструкциями (крышей). По всей видимости, было связано с понятием «(жилого) строения». Средневековые мавзолеи Мангистау представляют собою небольшие однокамерные сооружения, которые условно подразделяются на два основных типа: купольные и бескупольные (башенные). Феномен мемориальной архитектуры Мангистау заключается в том, что мавзолейное зодчество здесь в течение средневековья и нового времени получает широкое распространение в кочевнических районах и приобретает исключительно самобытный характер. К средневековым купольным мавзолеям, расположенным на территории нашей области можно отнести мавзолеи Космола, Коккумбет, Акшора, Уштам, Бельторан и многие другие.
Мавзолей Космола расположен на западном чинке плато Устюрта
50 км севернее ст.Сай-Утес. Слово «Космола» означает две гробницы. Это
одно из первых в регионе монументальное каменное портально-купольное
сооружение, не уступающее по величине и художественной выразительности
многим известным мавзолеям других районов Казахстана. Является этапным в
архитектуре Западного Казахстана. В нем ясно прослеживаются как
архаические черты, так и общая тенденция в развитии зодчества Казахстана
и Средней Азии ХII-ХIV вв. План имеет форму восьмигранника, вписанный в
круг диаметром 8,2 м, в южную грань вкомпанованы массивные стены
портала. Родовые тамги на наружных стенах памятника и найденная здесь
плита с выдолбленными лунками для древнеказахской народной игры
«тогыз-кумалак» подкрепляют предположение о том, что памятник был
возведен над могилой одного из представителей алшино-кипчакской знати.
Его историко-архитектурное значение заключается в том, что в кладке стен
восьмигранной части впервые встречается чередование вертикально
поставленных крупных блоков и горизонтальных плит, возникшее на основе
своеобразного применения древнего приема забутовки стен, ставшее
характерным декоративным приемом в архитектуре последующих поколений.
В 7 км на восток от поселка Тущыкудык находится памятник – мавзолей Коккумбет,
называемый местным населением «Каратам», т.е. «прочный», «возведенный
из прочных камней», «мощный мавзолей». Основное же наименование
постройки означает «голубой купол», поскольку в огузских языках «кумбет»
- это купол и связан он с его архитектурой. Сохранившийся остов и
многие детали свидетельствуют о величественном, элитарном сооружении.
Основные объемы этого, пожалуй, наиболее крупного в Восточном Прикаспии
мавзолея, выложены из циклопических каменных блоков и плит длиной до 1
м, на глинистом растворе. Натурное обследование – находки в завалах
интерьера жженых кирпичей средневекового формата: 19х20, 22-24х22-25 см
при толщине 5-8 см – свидетельствует о перекрытии ими купола, где были
использованы кирпичи с голубой поливой. Архитектура монументального
памятника, несомненно, свидетельствует об особом статусе, почитании
погребенного – крупного представителя степной элиты. Мавзолей Коккумбет
является единственным в своем роде памятником XIV века периода Золотой
Орды на территории Мангышлака. Примечателен применением арочных
конструкций, ганчевых сталактитов и поливной керамики.
Мавзолей Акшора
расположен в 47 км по трассе Форт-Шевченко – Таушык. Относится к
портально-шатровому типу, имеет общие стилевые признаки с мавзолеем
Космола, в частности, стены выложены тем же способом – чередованием
вертикальных и горизонтальных плит. На главном фасаде – стрельчатая арка
портала в массиве стены. Она не имеет конструктивного значения и
является только декоративным элементом, что характерно для
среднеазиатской архитектуры. Учитывая стилевую общность данного
памятника и название мавзолея, означающее собственное имя погребенного
здесь человека, распространенное среди кипчако-ногайских племен,
мавзолей Акшора может быть датирован в пределах XIV-XVI вв.
Мавзолей Бельторан
расположен на одноименном небольшом некрополе в 47 км по трассе
Форт-Шевченко – Таушык. Кладка стен из крупных вертикальных блоков и
горизонтальных плит роднит мавзолей с предыдущими памятниками. В
орнаментальном украшении тимпана ниши главного фасада – растительные
мотивы. О древности памятника свидетельствует и контурное изображение
лошади с признаком пола. Из-за полной разрушенности покрытия трудно
судить о конструкции и форме купола мавзолея. Памятник датируется в
пределах XIV вв.
Разновидность башенных мавзолеев Мангистау
своеобразна и выразительна. Выделение фасада башенных мавзолеев идет
двояким путем: возвышение делается по всей ширине стены, либо (очень
редко) – непосредственно над входной частью. Значительное увеличение
высоты, объемов парапета придает памятникам выраженные черты
портальности. При выделении парапета особое внимание уделяется его
фронтальной плоскости, которая представляет собой объемно-декорированный
либо западающий гладкий фриз. Устройство таких фризов наблюдаются на
архаичных салорских памятниках Мангышлака XIV-XVI вв. Например:
замечательный фриз имеется на одном из башенных мавзолеев некрополя
Кенты-баба, в средней части которого помещена плита с
рельефно-заглубленным изображением двух верблюжат. Это, прежде всего,
группа архаичных (главным образом туркменских) мавзолеев XIV-XVI вв.
характерной башенной формы с наклонными каменными стенами. Башнеобразные
памятники с наклонными стенами характеризуют собой важный начальный
этап генезиса плитчатых мавзолеев нашего региона. Они развивались от
памятников со стенами из первично обработанных каменных плит, блоков,
без облицовки (образец их сохранился в пережиточной форме на некрополе
Камысбай). К аналогичным сооружениям с облицовкой блоками-фактурой
(мавзолеи на некрополях Костам 1, Кенты-баба). Затем и опиленными (но
специфически толстыми и тяжеловесными) блоками и плитами (мавзолеи в
бейитах «Карамола» и «Жалгызтам», расположенные к западу от пос.Таушык).
Следует отметить, что наклонный остов отчасти сохраняется и в более
поздних плитчатых мавзолеях 2-й половины XIX-начала XX вв., но редко.
Архитектура Мангистау развивалась на протяжении многих веков в контакте
с архитектурой соседних регионов. В отдельные исторические периоды она
имела непосредственную связь с архитектурой низовьев Сырдарьи и
средневекового Хорезма. В результате умелого сочетания древних традиций
местного строительства с некоторыми формами и деталями среднеазиатского
зодчества, сложились те своеобразные черты памятников района, которые
отличают их от одновременных памятников других районов Казахстана.
Использованная литература:
- «Архитектура кочевников, феномен истории и культуры Евразии» автор С.Е. Ажигали. Алматы НИЦ «Гылым» 2002 г.
- «Памятники народного зодчества Западного Казахстана» автор М. Мендикулов. Алма-Ата «Онер» 1987 г.
- Паспорты с фонда Мангистауского государственного историко-культурного заповедника.
Утесинова Диана Арсеновна
Зав. экскурсионно-массового отдела
ГУ «Мангистауский государственный историко-культурный заповедник»
5 марта 2021
Международная научно-практическая конференция, приуроченная к 270-летию Бекет ата, признанного всем туркоязычным народом.
22 февраля 2021
Суфийский путь просветителя-Устаза и дипломата Пира Бекет ата
30 ноября 2020
Бекет ата и эзотерическое познание.
18 апреля 2020
18 апреля - МЕЖДУНАРОДНЫЙ ДЕНЬ ЗАЩИТЫ ПАМЯТНИКОВ И ОХРАНЫ ИСТОРИЧЕСКИХ МЕСТ
16 января 2019
Природные памятники Мангистау.
16 января 2019
Сохраним историко-культурное наследие нашего края!
16 января 2019
Средневековые мавзолеи Мангистау
События
 22 февраля 2021
Средняя школа №14
 17 февраля 2021
Мангистауский колледж туризма
 11 марта 2020
Передвижная выставка Мангистау в Туркестане.
 23 мая 2019
Семинар по обеспечению соблюдения законодательства о памятниках историко-культурного наследия в Каракиянском районе
 12 марта 2019
История заповедника
 12 марта 2019