Средневековые мавзолеи Мангистау

В научной литературе термином «мавзолей» нередко принято обозначать все монументальные типы мемориальных сооружений. «Мавзолей» фактически равнозначен понятиям «усыпальница», «гробница», в некотором смысле «мемориал». Термином для обозначения «мавзолея» у казахов Арало-Каспия является «там» - слово древнетюркского происхождения, первоначально означавшее «стену», «постройку» со стеновыми конструкциями (крышей). По всей видимости, было связано с понятием «(жилого) строения». Средневековые мавзолеи Мангистау представляют собою небольшие однокамерные сооружения, которые условно подразделяются на два основных типа: купольные и бескупольные (башенные). Феномен мемориальной архитектуры Мангистау заключается в том, что мавзолейное зодчество здесь в течение средневековья и нового времени получает широкое распространение в кочевнических районах и приобретает исключительно самобытный характер. К средневековым купольным мавзолеям, расположенным на территории нашей области можно отнести мавзолеи Космола, Коккумбет, Акшора, Уштам, Бельторан и многие другие.

Мавзолей Космола расположен на западном чинке плато Устюрта 50 км севернее ст.Сай-Утес. Слово «Космола» означает две гробницы. Это одно из первых в регионе монументальное каменное портально-купольное сооружение, не уступающее по величине и художественной выразительности многим известным мавзолеям других районов Казахстана. Является этапным в архитектуре Западного Казахстана. В нем ясно прослеживаются как архаические черты, так и общая тенденция в развитии зодчества Казахстана и Средней Азии ХII-ХIV вв. План имеет форму восьмигранника, вписанный в круг диаметром 8,2 м, в южную грань вкомпанованы массивные стены портала. Родовые тамги на наружных стенах памятника и найденная здесь плита с выдолбленными лунками для древнеказахской народной игры «тогыз-кумалак» подкрепляют предположение о том, что памятник был возведен над могилой одного из представителей алшино-кипчакской знати. Его историко-архитектурное значение заключается в том, что в кладке стен восьмигранной части впервые встречается чередование вертикально поставленных крупных блоков и горизонтальных плит, возникшее на основе своеобразного применения древнего приема забутовки стен, ставшее характерным декоративным приемом в архитектуре последующих поколений.
В 7 км на восток от поселка Тущыкудык находится памятник – мавзолей Коккумбет, называемый местным населением «Каратам», т.е. «прочный», «возведенный из прочных камней», «мощный мавзолей». Основное же наименование постройки означает «голубой купол», поскольку в огузских языках «кумбет» - это купол и связан он с его архитектурой. Сохранившийся остов и многие детали свидетельствуют о величественном, элитарном сооружении. Основные объемы этого, пожалуй, наиболее крупного в Восточном Прикаспии мавзолея, выложены из циклопических каменных блоков и плит длиной до 1 м, на глинистом растворе. Натурное обследование – находки в завалах интерьера жженых кирпичей средневекового формата: 19х20, 22-24х22-25 см при толщине 5-8 см – свидетельствует о перекрытии ими купола, где были использованы кирпичи с голубой поливой. Архитектура монументального памятника, несомненно, свидетельствует об особом статусе, почитании погребенного – крупного представителя степной элиты. Мавзолей Коккумбет является единственным в своем роде памятником XIV века периода Золотой Орды на территории Мангышлака. Примечателен применением арочных конструкций, ганчевых сталактитов и поливной керамики.
Мавзолей Акшора расположен в 47 км по трассе Форт-Шевченко – Таушык. Относится к портально-шатровому типу, имеет общие стилевые признаки с мавзолеем Космола, в частности, стены выложены тем же способом – чередованием вертикальных и горизонтальных плит. На главном фасаде – стрельчатая арка портала в массиве стены. Она не имеет конструктивного значения и является только декоративным элементом, что характерно для среднеазиатской архитектуры. Учитывая стилевую общность данного памятника и название мавзолея, означающее собственное имя погребенного здесь человека, распространенное среди кипчако-ногайских племен, мавзолей Акшора может быть датирован в пределах XIV-XVI вв.
Мавзолей Бельторан расположен на одноименном небольшом некрополе в 47 км по трассе Форт-Шевченко – Таушык. Кладка стен из крупных вертикальных блоков и горизонтальных плит роднит мавзолей с предыдущими памятниками. В орнаментальном украшении тимпана ниши главного фасада – растительные мотивы. О древности памятника свидетельствует и контурное изображение лошади с признаком пола. Из-за полной разрушенности покрытия трудно судить о конструкции и форме купола мавзолея. Памятник датируется в пределах XIV вв.
Разновидность башенных мавзолеев Мангистау своеобразна и выразительна. Выделение фасада башенных мавзолеев идет двояким путем: возвышение делается по всей ширине стены, либо (очень редко) – непосредственно над входной частью. Значительное увеличение высоты, объемов парапета придает памятникам выраженные черты портальности. При выделении парапета особое внимание уделяется его фронтальной плоскости, которая представляет собой объемно-декорированный либо западающий гладкий фриз. Устройство таких фризов наблюдаются на архаичных салорских памятниках Мангышлака XIV-XVI вв. Например: замечательный фриз имеется на одном из башенных мавзолеев некрополя Кенты-баба, в средней части которого помещена плита с рельефно-заглубленным изображением двух верблюжат. Это, прежде всего, группа архаичных (главным образом туркменских) мавзолеев XIV-XVI вв. характерной башенной формы с наклонными каменными стенами. Башнеобразные памятники с наклонными стенами характеризуют собой важный начальный этап генезиса плитчатых мавзолеев нашего региона. Они развивались от памятников со стенами из первично обработанных каменных плит, блоков, без облицовки (образец их сохранился в пережиточной форме на некрополе Камысбай). К аналогичным сооружениям с облицовкой блоками-фактурой (мавзолеи на некрополях Костам 1, Кенты-баба). Затем и опиленными (но специфически толстыми и тяжеловесными) блоками и плитами (мавзолеи в бейитах «Карамола» и «Жалгызтам», расположенные к западу от пос.Таушык). Следует отметить, что наклонный остов отчасти сохраняется и в более поздних  плитчатых мавзолеях 2-й половины XIX-начала XX вв., но редко.
Архитектура Мангистау развивалась на протяжении многих веков в контакте с архитектурой соседних регионов. В отдельные исторические периоды она имела непосредственную связь с архитектурой низовьев Сырдарьи и средневекового Хорезма. В результате умелого сочетания древних традиций местного строительства с некоторыми формами и деталями среднеазиатского зодчества, сложились те своеобразные черты памятников района, которые отличают их от одновременных памятников других районов Казахстана.

Использованная литература:

  1. «Архитектура кочевников, феномен истории и культуры Евразии» автор С.Е. Ажигали. Алматы НИЦ «Гылым» 2002 г.
  2. «Памятники народного зодчества Западного Казахстана» автор М. Мендикулов. Алма-Ата «Онер» 1987 г.
  3. Паспорты с фонда Мангистауского государственного историко-культурного заповедника.

Утесинова  Диана Арсеновна
Зав. экскурсионно-массового отдела
ГУ «Мангистауский государственный историко-культурный заповедник» 

Дата публикации: 16 января 2019




5 марта 2021

Международная научно-практическая конференция, приуроченная к 270-летию Бекет ата, признанного всем туркоязычным народом.

22 февраля 2021

Суфийский путь просветителя-Устаза и дипломата Пира Бекет ата

30 ноября 2020

Бекет ата и эзотерическое познание.

18 апреля 2020

18 апреля - МЕЖДУНАРОДНЫЙ ДЕНЬ ЗАЩИТЫ ПАМЯТНИКОВ И ОХРАНЫ ИСТОРИЧЕСКИХ МЕСТ

16 января 2019

Природные памятники Мангистау.

16 января 2019

Сохраним историко-культурное наследие нашего края!

16 января 2019

Средневековые мавзолеи Мангистау

 

 

Ескеркіш

Общие количество памятников находящихся на учете:

590

Республиканская степень:

20

Местная степень:

570

Ескеркіш

Общие количество сакральных мест находящихся на учете:

43

Национальная Степень:

15

Местная степень:

28