Бекет ата и эзотерическое познание.

Доклад профессора филологии Бибайша Нурдаулетова на международной научно-практической конференции, посвященной 270-летию Бекет ата Мырзагул-улы, прославленного на весь тюркоязычный мир (28.10.20).

Резюме: В статье рассматривается история эзотеризма и его связь с суфизмом.

Уже в начале прошлого столетия дарвинская теория о происхождении человечества ушла в небытие, что заставило западных мыслителей биться изо всех сил в поисках истоков зарождения. Ученые приходят к единому мнению, что невозможно объяснить секреты мироздания с помощью идеи эволюции и прекращают эксперименты над материей, полностью обратившись к идейным сведениям. Исследователи понимают, что в мифах, религиозных сюжетах, останцах обычаев и традиций, языковых реликтах, сохранившихся в народной памяти имеются какие-либо зачатки знаний законов мироздания: «У народов нашей эпохи, которого цивилиция считает дикими, сохранились полные храбрости легенды и сказания про Золотой век. На самом деле эти сказания – прошедшая жизнь, символ цивилизаций прошедшей эпохи..Древние виды культуры неизменно исчезали с лица Земли, но все знания по отдельным достижениям передавались из века в век, обновляясь от одной цивилизации и достигая последующей. И были специальные школы, хранившие такие секретные знания. А чтобы защитить секреты знания от сборища разрушителей цивилизаций их передавали от проверенного наставника-Устаза к его ученикам», - описывают они. Тайное знание есть не что иное, как явление самого сокровенного природой человеку, а по-научному называют это учение «эзотерика» или « оккультное».

В словаре термину эзотеризм дается объяснение следующего порядка: «Понятие, которое встречается в древнегреческой философии. То есть, особо секретное, тайное учение, передающееся только от наставника-Устаза к избранному ученику. Тайны мироздания не предстают открыто перед человеком, их может понимать и воспринять лишь обладатель таинственного учения».

Главный смысл идеи эзотеризма: «Критически оценивать жизнь и культуру каждого дня; вера в то, что есть и другая эзотерическая истина; духовное самообновление человека; с помощью изменения внутреннего мира воздействовать на внешнее состояние». Эзотеризм это – особый взгляд в глубокий мистический смысл природы человека. В эту область входят концепции, учения, доктрины, а вместе с ними практики и пути самопознания. Эзотерические психопрактики мистических течений (людей этих течений называют еще «адептер»-ами) постоянно использовались в известных сообществах. Исследователи приходят к мнению, что такие практики встречаются и в различных течениях традиционных религий, наравне с которыми находится и суфизм в исламской религии. Главная цель эзотеризма – с помощью повышенного состояния сознания достижение и изменение личности. Для этого предлагаются специальные техники и способы. Познание мира с помощью идеи изотеризма в религии можно назвать и научным описанием. Так как эта идея уже применялась и в древнегреческой философии. Теорема Пифагора родилась в результате эзотерического познания и существует мнение, что донесли ее до новопифагорцев секретные школы.

Западные исследователи полагают, что эзотерическое познание, это мистерии – тайное знание, передающееся от влиятельного наставника-Устаза к избранному ученику. Также встречается и оценка данного понимания как «эзо-течениия». Последователи школы эзотерического познания находились не только в единой системе, но и формировались в разных странах, различных направлениях, в разнообразных содержаниях, оставляя след во времени, исчезая и возрождаясь в эпохах. Например, в Европе эзотерическая идея появилась в ХҮІІ веке по содействию ордена розенкрейцера, приоткрываясь в познавательном течении. В ХХ веке появляются новые направления, основанные на эзотерическом понимании, которые с подачи Гурджиева Г.И. и Успенского П.Д. послужили фундаментом «четвертого пути» в системе познания.

Согласно идеи эзотерики человек состоит из внешнего и внутреннего облика. Все наши знания о человеке и его исторической эволюции – внешний мир, вместе с ним существует также и внутренний духовный мир, покрытый неведомым, который мы воспринимаем разумом. При всем этом, невидимый внутренний мир оказывает мощное влияние на видимый внешний. Внутреннюю оболочку или эзотерическую оболочку можно назвать бессмертной Душой, и на ее уровне хранится вся многовековая культура человечества и его достижения. Секреты внутреннего мира можно узнать только благодаря сокровенным знаниям. Сокровенные знания известны только избранным. Мы называем их представителями эзотерического учения. Представители учения эзотерики рождаются и появляются среди людей в особое время в виде религиозных деятелей и наставников-Устазов. Они формируют философские школы или систему, заставляющую взглянуть на мир под другим ракурсом, стрательно приближая человека к его внутреннему мироощущению, указывая истинный путь. Но погружение в свой духовный мир требует особого знания, которое дано не каждому. Человек, который хочеть познать себя будет обязан пройти сложные испытания. А пройдут испытания лишь отдельные личности. Созидательность претворяется в жизнь не всеми, а индивидуальным умом и мыслью. Общее может служить только при содействии индивидуального. И если не прислушивается единого, то превращается в безмолвную силу, губящую человечество и разрушающую все.

Древний след эзотерической идеи мы прослеживаем в религиозных мифах. Миф о всемирном потопе показывает нам крушение цивилизации. А когда весь мир должен был быть затоплен, только необходимые творения были спасены велением свыше. Изготовление спасательного ковчега – символ единой идеи, подготовительная школа, занимающаяся переходом человечества из одной цивилизации в другую. И ковчег пророка Ноя (Нух) – сокровенное знание, внутренее состояние, избавляющее человека от духовного кризиса. Без этого учения невозможно будет спасти человечество от крушения его духовной цивилизации.

Искатели эзотерической идеи понимали, что знания, основанные на уровне материального не могут дать точного разъяснения сокровенных знаний, которые как они и предполагали, находятся на Востоке (не на Западе), но не могли предположить в точности где и как они передаются: «Мой путь лежит на Восток. Предыдущие путешествия убедили меня в том, что на Востоке до сих пор остаётся много такого, чего в Европе давно не существует. Вместе с тем, у меня вовсе не было уверенности, что я найду именно то, что хочу найти. Более того, я не мог уверенностью сказать, что именно мне нужно искать... Я не сомневался, что эти школы существует, но не мог сказать, насколько небходимо их физическое существование на земле. Иногда мне казалось, что подлинные школы могут существовать только на другом плане, что мы способны приблизиться к ним только в особых состояниях сознания, не меняя при этом места и условий нашего существования...Однако мне казалось, что на Востоке могли сохраниться традиоционные методы приближения к эзотеризму.

...в другое же время мне казалось, что возможна только «мистическая» преемственность, линия которой на земле обрывается и исчезает из нашего зрения. Остаются лишь её следы...». Вот так западные мыслители в поисках абсолютной истины ринулись на Восток. Но так и не смогли найти точную дорогу к учению, которое было названо ими «сокровенное знание». Они иногда почти приближались к истине путем возведения суфийских школ в ранг подвижников эзотерической идеи. «Я понимаю, что необходим какой-то метод. Все чаще и чаще я думаю, что такой метод могут дать мне восточные школы йогинов и суфиев, о которых я читал и слышал, если такие школы вообще существуют, если туда можно проникнуть..».

Подверженные мистическому заболеванию, трагически закончилась жизнь таких западных философов, как Ницше, Шопенгауер, Спиноза, Шелли и др., которые хаотично носились со сверх-идеей «внутренней тайной силы», которая бы привела человечество к здравому смыслу. А Шопенгауер полагал, что человечество спасет сильный страх и душевные невзгоды, объясняя, тем, что: «Волю могут сломить только тяжкие переживания». А его ученик Ницше верил, что созидание в мир принесут только подлые силы, спрятанные в душе человека. «Если дух человека вдохновлен, то его радует не голос сердца, а только месть. И то, насколько человек прозорлив и смышлен.. это заслуга не ума, а зависти», пишет он.

А скольким было так и не дано узнать, что все поиски и исследования, вышедшие за рамки разумного, привели к помешательству ума уставших авторов научных теорий, неведомо было им, что ключ к разгадке лежит в суфийском учении славного сына туркоязычного народа Ходжа Ахмета Ясави, который жил в единое время и ступал по Земле вместе с ними, дышал одним воздухом, а его духовным наследником является выходец из казахского народа Бекет-ата Мырзагул-улы.

Неоспоримо мнение европейских исследователей, предполагавших, что суфийские школы есть не что иное как школы эзотерики, а внутреннее состояние – Халь, с помощью которого человек постигает свою Духовную сущность, приводили его к истинному Гуманизму.

Мы только начали освобождаться от сказок и мифов «незрелых происков психики», которой трудно объять разумом таинственную природу Бекет ата из дошедших до нас сведений. До сих пор наше «духовное око» дремлет, а сами мы не прекращаем смотреть на Вселенную материальным взглядом. Мысли европейских мыслителей о «внутреннем круговороте мироздания» переплетаются со средневековыми идеями тюркских философов А.Игунеки, С.Бакыргани, К.А.Ясави, Ж.Баласагуни, М.Руми, М.Физули, Т.Шамси, А.Навои и др., воспетых в поэзии как любовь к Аллаху, наполняющую сердце лишь любовным недугом, формирующий «совершенного Человека». То есть ключ к тайному учению не в суровых принципах и одних только правилах, а в гармоничности сплетения мысли и ритма, а таинство это раскрывается тогда, когда смотришь на это учение духовным взором, но не физическим взглядом. Известный западный психиатр К. Юнг в своем труде «Архетип и символ» описывает: «Мы с помощью технического оборудования снизу доверху заполняем материальный мир Востока, сам же Восток используя навыки духовного совершенствования приводит в смятение наш духовный мир», имея в виду обнищание западной духовности. А исследователь К. Жаманбаева говорит, что суфийское учение, основанное на канонах символов, единстве естества, зарождено еще в глубокой древности. По мнению исследователя символы придают бесконечную форму гигантскому телу, благодаря которой человек осуществляет переход в не поддающийся соображению, необъятный разуму мир. В свою очередь К. Юнг признает: «Средневековые восточные учения при помощи символов опечатывают Сердце, приводя в порядок духовный мир человечества».

Посох (жезл) Бакыржан-Пира, переданный Бекет ата – символ тайного учения, переданного от наставника-Устаза его ученику.

Главная теория материалистического познания о сотворении мира согласно учению Дарвина гласит, что природа развивается согласно законам эволюции, переходя из одной формы в последующую. Явления, не подчиняющиеся этому закону остаются без внимания, вне «природного своеобразия». «Идея эволюции прежде всего исключает понятие некоего плана и руководящего разума. Эволюция – это независимый и механический процесс. Далее эволюция исключает случайность, т.е. вмешательство в механические процессы новых факторов, которые непрерывно меняют эти процессы». Не говоря уже о прошедшей истории, у Бекета Мырзагул-улы, жившего два с половиной столетия назад, Машһур Жусип Копеева, скончавшегося почти век назад святых-авлиев нетронуты тленом тела (не перешло из одного состояние в другое), рассматриваются в науке как нечто мифическое.

Суфий – высокообразованный ученый, обладающий глубоким познанием в области духовного становления человека, знаток истины и знаний, владеющий собственной методологией в научной позиции и передающий это учение своим последователям. Бекет ата – яркий представитель этой самой суфийской школы. «И правы были европейские мыслители, находившиеся в поисках школ, разъясняющих таинство и суть природных явлений со своей методологией и обучающих той самой методологии. Появляясь на незначительном временном промежутке школы исчезали, оставляя за собой след от своего существования. Но где именно, то было тайной..» - знали, что ищут они именно эти школы. А основная цель школы (учения) – было торжество человеческого Духа. Очищенный от всего наносного и материального человеческий Дух становится произведением искусства, которому подвластны Таинства мироздания. Бекет ата, постигший основы знаний у Шопан ата, жившего приблизительно 9 веков далее от него, являет нам, поколению наполовину небожителей, которое дошло до грани материализма и пока глазами не увидит, руками не потрогает – не поверит ничему, при помощи полетов в виде птицы, способности предсказывать будущее и действий согласно этому, свое могущество и силу, заставляя считаться – это есть результат обладания «учением Халь», безграничной власти Духа, для которого отсутствуют понятия времени, пространства, расстояния и формы.

Специалист отдела «Археология и архитектура»

МГИКЗ, перевод с казахского языка Аксенбай Ж.

 

Дата публикации: 30 ноября 2020




5 марта 2021

Международная научно-практическая конференция, приуроченная к 270-летию Бекет ата, признанного всем туркоязычным народом.

22 февраля 2021

Суфийский путь просветителя-Устаза и дипломата Пира Бекет ата

30 ноября 2020

Бекет ата и эзотерическое познание.

18 апреля 2020

18 апреля - МЕЖДУНАРОДНЫЙ ДЕНЬ ЗАЩИТЫ ПАМЯТНИКОВ И ОХРАНЫ ИСТОРИЧЕСКИХ МЕСТ

16 января 2019

Природные памятники Мангистау.

16 января 2019

Сохраним историко-культурное наследие нашего края!

16 января 2019

Средневековые мавзолеи Мангистау

 

 

Ескеркіш

Общие количество памятников находящихся на учете:

590

Республиканская степень:

20

Местная степень:

570

Ескеркіш

Общие количество сакральных мест находящихся на учете:

43

Национальная Степень:

15

Местная степень:

28