Суфийский путь просветителя-Устаза и дипломата Пира Бекет ата

Суфийский путь просветителя-Устаза и дипломата Пира Бекет ата

(цикл посвящается 270-летию со дня рождения суфия) продолжение..

Разум создан Всевышним Аллахом. Посредством разума человек познает Творца через представленные ему доказательства — Его творения. Через видимый материальный мир нужно познавать невидимый, духовный. Мудрость же сотворения всего можно познать только через откровения (вахий). Но важно отметить, что и в понимании откровения человеческий разум ограничен. Познать Всевышнего Творца разумом можно только до определенных границ, но там, где заканчиваются возможности разума, познание можно продолжить сердцем. Но и возможности сердца ограничены, т.к. через созданное невозможно до конца познать Создателя.

Приближенные к Всевышнему Аллаху на протяжении веков ведущие праведный образ жизни и способствующие сохранению его, с целью уберечь людей от преклонения перед земными благами и прозябания в беспечности, ради довольства Всевышнего, предупреждали их и увещевали пробудиться от неведения. У каждой из этих ярких личностей не было цели проложить тропу, основать новый путь или образ жизни. Их цель – жить достойно сообразно сути Ислама и смиренно поклоняться в соответствии с тем, как учит Коран и Сунна. Но с другой стороны, люди, желающие извлечь пользу из их бесед и наставлений, войти в ощущения их духовных состояний, принимали представителей этого пути в качестве духовных руководителей и наставников для себя. Они, систематизировав их наставления, т.е. способы очищения и воспитания души, посредством которых достигается религиозная духовная зрелость и истинный путь, довели их до состояния духовной науки. Итогом этого стало появление тарикатов, принявших имена своих духовных наставников, таких как: Кадирийа, Кубравия, Мавлявийа, Накышбандийа и т.д. Каждому ответвлению по воспитанию сердца, которое следует отдельной методике приближения к Всевышнему Аллаху, размышления и вырабатывания чувства искренности, дано название тарикат. Тарикаты, в зависимости от их методов, делятся на три направления:

1.Тарикаты Ахйяр: тарикаты, сосредоточенные на поклонении и богобоязненности.

2.Тарикаты Абрар: тарикаты, использующие трудности для воспитания души испытаниями и служением.

3.Тарикаты Шуттар: преследующие цель достигнуть желаемого через истинную любовь и самоотречение.

Путь по которому шел Бекет ата – это путь его Наставника-Устаза Бакыржан Азиза, а тот в свою очередь шел по пути шейха Накышбанда, т.е. они оба представители накышбандийского тариката. И само географическое расположение Узбекистана способствовало тому, что с Мангистау добраться до Хорезма было достаточно близко и весьма удобно. А Хорезм был процветающим религиозным и научным центром, куда приезжали обучать выдающиеся исламские ученые-богословы и улемы.

Настоящий путь познания себя – это учение, которое строго и с трепетом в сердце следует Корану и Сунне. Шейх Накышбанд всегда советовал своим ученикам придерживаться этих принципов. Когда возникла конфликтная ситуация с учеными, он не стал сразу полемизировать с ними, а лишь сказал: «Если вы найдете что-либо противоречащее положениям Корана и Сунны, мы, безусловно, откажемся от этого». Тем самым он подтвердил важность следования истинному пути. Поэтому каждый, кто следует по этому пути, должен быть внимателен, чтобы не запятнать этот светлый путь. Однажды ученики Шейха Накышбанда попросили его продемонстрировать какое-нибудь чудо. Он ответил: «Наше чудо свершилось. Посмотрите сами. Имея столько грехов, мы еще стоим на ногах и ходим по земле. Разве может быть чудо больше этого?» Затем, напомнив своим ученикам, что в суфизме самым главным является не способность совершать чудеса, а следовать истинному пути, шейх сказал: – Если кто-нибудь из вас войдет в сад, и у всех листьев на деревьях вдруг откроется дар речи, и они в один голос скажут: «Добро пожаловать, о любимый раб Аллаха!» – никто из вас не должен обращать на это внимания! Наоборот, вы должны еще больше совершать поклонений Аллаху. Кто-то из мюридов сказал: – Учитель! Хотя вы все время скрываете свои способности, но все-таки они порой у вас проявляются! Великий праведник скромно ответил: – То, что вы видели, – это проявление караматов моих мюридов. Шейх Накышбанд был настолько скромен, что когда один из его учеников Хусамеддин Ходжа Йусуф изъявил желание записать все его чудеса, он запретил ему это делать. Правило: Все известные праведники достигли вершин нравствености благодаря беспрекословному следованию истинному пути, а не совершению чудес. Они всегда говорили, что посредством чудес они не обретают больше достоинств, чем парящие в небе птицы и плавающие в воде рыбы. Их познания были направлены не на подражание птицам и рыбам, а на следование Божественной воле, достижение искренности в поклонении и следовании истинному пути. При каждом удобном случае они старались проявить это и показывали это своим состоянием.

Академик Сахаров А.Д. основатель квантовой физики и лауреат Нобелевской премии в своих воспоминаниях пишет: «В суфизме есть теория – кротовая нора и если бы я чуть ранее узнал про нее и начал заниматься ею, то мог бы на 20 лет раньше получить Нобелевскую премию. Это теория позволяет находится на нескольких материках и в нескольких измерениях одновременно». Говоря научным языком это «телепортация» – способность материального объекта передвигаться во времени и пространстве, мгновенное перемещение из одной точки пространства в другую.

Человек, испытавший все, что относится к миру чувств, увидит сокровенный, невидимый мир и благодаря этой своей способности удостоится любезности, благоволения и благосклонности Всевышнего. Дошедшие до наших дней сведения о Бекет ата позволяют нам предполагать, что он обладал способностью к телепортации, три раза на протяжении жизни перемещался он. Перед своей кончиной суфий Бакыржан Азиз – наставник Бекета завещает своим последователям-ученикам: «Подождите моего любимого ученика Бекета из Мангистау. Дождитесь обязательно, чтобы он успел на мои похороны». Некоторые люди стали возмущаться, перешептываясь: «Неужто мы будем ждать, пока Бекет будет идти из Мангистау в Узбекистан? Он вообще может не появиться. Неизвестно еще сколько он будет идти пеший оттуда». Но верные и невозмутимые исполнители завета Пира стали призывать народ к спокойствию. Вдруг в дом заходит джигит с вестью, что со стороны запада летит и приближается громадный орел. Собравшиеся выходят из дома и тут же видят: что к ним приближается Бекет ата. Как только он подошел – тут же начали читать Жаназа-намаз (заупокойная молитва). Эта быль о первом перемещении в пространстве сохранилась в памяти людей (книга Жетыбай Жылкышиева «Адай шежіресі», 7 том).

Вторая былина гласит: «В смутное время набегов и барымты между представителями родов Адай и Алим возник непрекращающийся продолжительный спор. Из-за столкновения коневодов со стороны рода Алим погибло несколько джигитов, что стало началом междусобной вражды между родами. Сколько бы не пытались помирить враждующих – ссора не утихала, перемирия не получалось. И так-как между сородичами мир так не наступал – Бекет ата, переговорив с аксакалами, выходит один мириться в аул Алимов. По прибытию к ним, проходит в дом к почитаемому старейшину рода Алим, где собрались уважаемые аксакалы. После приветствия они и спрашивают у незнакомца, кто он? Бекет ответил, что он адаец. И далее со словами: «Твои адайцы убили наших джигитов, угнали и не вернули наш скот, не уплатили откуп за убиенных. Наверное тебя послал сам Аллах, сейчас мы выйдем и расправимся над тобой», шумной толпой выходят из дома. Выходя из дома Бекет обращается к старейшину, к которому он приехал: «Все мы братья-мусульмане, порожденные одним прадедом, если Вы решили, что меня нужно умертвить – то дозвольте мне прочитать 2 аркана намаза напоследок?». Несмотря, что многие воспротивились этому, старейшина дает добро на молитву. Бекет просит разрешения прочитать намаз в одиночестве на возвышенности возле аула. Показывая на своего скакуна, привязанного на колу у подножья возвышенности, он сказал: «Можете вкруговую окружить возвышение, если думаете, что убегу. Только прошу Вас, не мешайте моему намазу». Люди окружили возвышенность, а Бекет принимается за намаз. После первого аркана намаза, принимается за второй; вдруг у окруживших его людей начинает кружиться голова, они оседают на землю, впадая в сонное состояние. Спустя некоторое время, очнувшись и открыв свои глаза они увидели, что Бекет исчез, только его и видели: то ли провалился сквозь землю, то ли унесся в небо. Приарканенный тут же скакун спокойно пасся. Аулчане стали обвинять старейшину, что зря он дал время для молитвы, надо было сразу убить его. На все возмущения старейшина возразил: «Скакун заарканен, не мог же Бекет пешком далеко уйти? Давайте лучше внимательно обыщем окресности». Разделившись начали по двое, по трое осматривать горы и скалы, овраги и луга, но Бекета все нету. По дороге одна группа поисковиков встречает скотовода-пастуха и объясняют ему обстоятельства происшествия, спрашивают его, не видел ли он кого-либо? Пастух им и отвечает: «Ни пеший, ни конный не повстречался мне. Но примерно в то самое время, когда читался намаз, как Вы говорите – поднялся несметный смерч и понесся в сторону вашего аула. Глядя на него я еще подумал, что не приведи Аллах смерч в аул, а то он перевернет все дома и юрты, причинив хлопоты. Приблизившись к аулу вихрь внезапно исчезает. Поверху вихря взлетел крупный белокрылый лебедь и полетел в южную сторону. Мне показалось, что лебедь появился из вихря». После длительных поисков Бекета люди возвратились в аул. Время позднее, да и пеший путник не мог уйти так далеко. К пересказывающим друг другу это событие изумленным людям, обращается старейшина, что надо посмотреть на того привязанного скакуна. Подойдя к привязанному животному выдергивают из земли кол, который оказывается сделан из чистого золота. Стоимость его была равна всему поголовью животных нескольких аулов вместе взятых. А когда сняли с седла лошади коржун и посмотрели в суму то увидели там ценные чапаны. Тут же один из аксакалов и говорит присутствующим: «Уважаемые, это был непростой человек. Если я не ошибаюсь это Бекет из рода Адай. Все Вы не раз слышали молву о его святости. Надо было спокойно поговорить с ним, не загоняя его в трудное положение. Оставленные нам золотой кол, чапаны в коржуне и приарканенный скакун служат тому свидетельством. Золотой кол есть откуп за убиенных людей, а скакун и чапаны в коржуне – это штраф, присужденный нам по праву. Мы не позволили ему вставить даже слово, погорячились и бросились на него со словами «убъем». Пастух, который наблюдал за смерчем – видел проявление чудодействия Бекета. У него же была возможность сесть на коня и ускакать, когда у нас закружились головы и мы потеряли сознание. Но он так не поступил. Потому как со светлыми намерениями и искренними помыслами приехал к нам. Все мы сородичи. Пусть отныне навсегда прекратятся все споры и возродятся родственные отношения. Не будем отдаляться от Духов предков, это удел невежественных. Пора кончать с этим. Искренне желаю этого всем нам». Не нашлось никого, кто бы возразил этим словам. Сразу же после этого они посылают к старейшинам Адайского рода мирных послов и две стороны приходят к согласию. Слухи о проявленном карамате Бекета быстро распространились в аулах рода Алим, после чего, как сказывают старшие неприязнь между обеими родами исчезает навсегда.

Про третью былину старожилы повествуют сдедующее. Наслышанный о чудодейственных способностях и прославившийся в сражениях с калмыками батыр Барак из рода Табын, современник Бекета, однажды приходит к нему, чтобы самому убедиться, верно ли люди расхваляют святого. Видит сидящего в кругу своих воспитанников Бекет ата, который ведет беседу про «Чудеса святых», тут же к ним и подсаживается. После окончания урока Барак ата демонстрирует при них свой Карамат (способность творить чудеса), направляя в сторону сидящего на берегу лощины Бекета водный поток. Беспечно сидящий Бекет вскакивает на камень, мгновенно взмываясь ввысь белым лебедем и приземляется уже на отвесной кромке противоположного берега семерыми лебедями. Когда улеглась суматоха окружающих Бекет в облике человека им и говорит: «Батыр мой! Даже на врага скачут с боевым кличем, ты же обрушившись бесшумным потоком, чуть ли не утопил меня. Воспитанники мои, тем не менее этот поток воды послужил ярким завершением нашей сегодняшней беседы. Барак ата в доказательство нашего урока показал свое чудо: его святой Дух хоть и пролился мощным потоком, был непродолжительным, дай Аллах, чтоб его способности передались потомкам на два поколения. Наш сегодняшний урок подошел к концу», - степенно завершает Бекет ата. «Негоже Наставнику хвалиться своими караматами, я специально сегодня устроил «испытание водным потоком», чтобы воспитанники сами воочию увидели и убедились, передавая это людям из уст в уста. Он взлетел одним лебедем, а обратно приземлились семеро лебедей. Самый прекрасный Аруак (святой Дух) – это Лебедь. А то, что их стало – семь, говорит нам, что до семи колена передадутся способности Бекет ата. Дай Аллах, Аминь!», - закончил свою речь Барак ата. Сказывают, что после того водного потока лощина выровнялась и приняла свой сегодняшний вид.

«Я напряг свой ум и свои мозги настолько, что они, того и гляди могли лопнуть от напряжения. Но увидел, что ум является ограниченным и то, что нет конечной точки, к которой он мог бы прийти сам по себе. Дошло до того, что я чуть не лишился своего разума в какой-то момент», говорит имам Газали. Пророчество лежит за гранью разума. Если ум будет сочетаться с духовностью, то есть если ум будет переплетен с духовным миром, только тогда он обретет свое истинное значение и сумеет защитить себя от коварных происков естества. В противном случае ум угодит в капканы естества и будет находится в подчинении у страстей и желаний его.

Мы с Вами стоим только на самом пороге научного изучения феномена Бекет ата. Под каким-либо ракурсом бы мы не смотрели на него, невозможно полностью раскрыть его многогранность: дипломат, воин, бий, архитектор-ваятель, суфий, просветитель, целитель, наставник-Устаз – высокочтимый и любимый сын адайского народа. Во времена советской империи науку, знания и культуру заставили подло бороться с религией. И даже тогда, когда безбожники отрицали Всевышнего, Бога, даже тогда с уст наших предков: дедушек и бабушек не сходило имя Пир Бекета. И стоя, и сидя они обращались к нему, ибо за само упоминание об Аллахе могли заточить в тюрьму. Восток же никогда не вторгался в святая святых: не нарушал покой авлиев на святых местах. И уже сегодня когда неверие в Создателя Сущего разрушено, на его место приходит вера в Аллаха, которому верно и неукоснительно служили такие исторические личности как Бекет ата Мырзагулулы. Восстановлена историческая справедливость в отношении духовных наставников всего туркоязычного мира, таких как Ходжа Ахмет Ясави, Сулейман Бакыргани, Коркыт ата. Именно с этой позиции мы просто обязаны исследовать и изучать историческое место и духовное наследие видного деятеля, последнего представителя великой школы.

Специалист отдела «Археология и архитектура» МГИКЗ

Аксенбай Жадыра

 

Дата публикации: 22 февраля 2021




5 марта 2021

Международная научно-практическая конференция, приуроченная к 270-летию Бекет ата, признанного всем туркоязычным народом.

22 февраля 2021

Суфийский путь просветителя-Устаза и дипломата Пира Бекет ата

30 ноября 2020

Бекет ата и эзотерическое познание.

18 апреля 2020

18 апреля - МЕЖДУНАРОДНЫЙ ДЕНЬ ЗАЩИТЫ ПАМЯТНИКОВ И ОХРАНЫ ИСТОРИЧЕСКИХ МЕСТ

16 января 2019

Природные памятники Мангистау.

16 января 2019

Сохраним историко-культурное наследие нашего края!

16 января 2019

Средневековые мавзолеи Мангистау

 

 

Ескеркіш

Общие количество памятников находящихся на учете:

590

Республиканская степень:

20

Местная степень:

570

Ескеркіш

Общие количество сакральных мест находящихся на учете:

43

Национальная Степень:

15

Местная степень:

28